Формирующий этап эксперимента
Страница 2

В процессе игр обогащался словарь детей, возникала большая потребность в общении, реализуемая в ходе игры. Заметно повышалась роль слова в регуляции игровых действий. Количество слов, использованных в ходе одной и той же игры, увеличивалось.

Для активизации игры был необходим подбор слов и словосочетаний.

Во-первых, это слова и словосочетания, которые необходимы для общения в связи с организацией игры, например: «будем играть», «кто хочет?», «ты кто?», «пожалуйста», «спасибо», «можно», «нельзя» и др. Эта категория слов и словосочетаний усваивается детьми главным образом во время общения, в игре они лишь закрепляются, дети упражняются в их употреблении.

Во-вторых, это слова, обозначающие специфические для данной игры термины.

В-третьих, это слова и выражения, которыми дети овладевают на занятиях по речи и которые в ходе игры уточнятся, расширяются, углубляются и закрепляются. Например, название цветов и оттенков, название разных видов транспорта, частей помещения, посуды, одежды и т.д.

Играя, дети начинали постепенно использовать в игре предметы, переименовывая их, так коробок становится мылом, палочка – ложкой, ручка – градусником и т.д. Такие переименования играют важную роль в развитии ребенка, они помогают ему осмысливать знакомую функцию слова и практически овладеть им как способом обобщения наблюдаемых предметов и явлений.

Благодаря использованию в игре предметов-заменителей дети проходили первую ступень отвлечения (абстракции), в результате чего у них развивалось речевое мышление. В условиях игры создавались такие ситуации, которые позволяли обогащать речевой запас детей и расширять значения слов. Играя с детьми, ведущий включал в игру новое слово, новое выражение, и благодаря игровому настроению и повторяемости новый речевой материал оживал в ребенке, становился его собственностью, ребенок начинал его употреблять спонтанно.

По мере овладения игровой деятельностью игровые действия становись более развернутыми, полными, начинали изобиловать подробностями, деталями.

В игре дети учились умению отвечать на вопросы: что каждый из них будет делать, знают ли они роли, свою и товарищей по игре. Для этого перед каждой игрой дети отвечают на такие вопросы: «Во что вы играете?» или «Во что вы будете играть?», «Ты кто?», «Что ты делаешь?», «Кто с тобой играет?» и т.д.

Умение играть возникает у ребенка с недостатками слухового восприятия не спонтанно, а под воздействием обучения. При этом у глухих детей оно не ограничивается формированием игровых действий, выработкой игровых умений и навыков. Обучение включает в себя широкое ознакомление детей с предметным миром, с различными видами деятельности взрослых людей, их отношениями. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят жизнедеятельность взрослых людей и их взаимоотношения. Активизация речевого развития детей проводилась в сочетании игры и различной полезно-познавательной деятельности, например, экскурсии.

Прежде чем проводить сюжетно-ролевую игру, большое внимание уделяется подвижным играм, которые являются хорошим способом организовать детский коллектив. При этом игра подбирается таким образом, чтобы правила и разговорная речь, которой необходимо было пользоваться в одной игре, повторялись в другой.

Опишем кратко цикл сюжетно-ролевых игр по теме «Детский сад», используемых в коррекционно-развивающей работе с детьми экспериментальной группы.

В целом занятия по развития сюжетно-ролевых игр помогли детям с недостатками слухового восприятия развить навыки и умения определять замысел игры; научила выполнять различные роли, развивать замысел игрового сюжета, сформировала дружеские отношения в игровых действиях и взаимоотношениях между детьми.

Страницы: 1 2 3


Итоги формирующего этапа: влияние коррекционной программы, направленной на развитие памяти у учащихся коррекционного 2 класса
Для решения поставленных на констатирующем этапе задач нами была разработана коррекционная программа, направленная на развитие памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста с помощью дидактических игр (см. Приложение Н). На данном этапе были использованы различные методы, приемы, а также развивающие игры по ...

Результаты методики №3
Таблица анализа результатов методики № 3 Испытуемый Количество баллов Уровень Абдулин 40 Высокий Антропов 22 Средний Барбашева 8 Низкий Ведякина 31 Средний Габдулина 12 Низкий Галин 17 Средний Давлетбаева 3 Низкий Еникеев 7 Не выражено Елизарьев 21 Низкий Кирьянов 4 Не выражено Важно отметить что, наблюдая за учащимися данной группы, мож ...

Специфика современного управления
Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих ...