Формирующий этап эксперимента
Страница 2

В процессе игр обогащался словарь детей, возникала большая потребность в общении, реализуемая в ходе игры. Заметно повышалась роль слова в регуляции игровых действий. Количество слов, использованных в ходе одной и той же игры, увеличивалось.

Для активизации игры был необходим подбор слов и словосочетаний.

Во-первых, это слова и словосочетания, которые необходимы для общения в связи с организацией игры, например: «будем играть», «кто хочет?», «ты кто?», «пожалуйста», «спасибо», «можно», «нельзя» и др. Эта категория слов и словосочетаний усваивается детьми главным образом во время общения, в игре они лишь закрепляются, дети упражняются в их употреблении.

Во-вторых, это слова, обозначающие специфические для данной игры термины.

В-третьих, это слова и выражения, которыми дети овладевают на занятиях по речи и которые в ходе игры уточнятся, расширяются, углубляются и закрепляются. Например, название цветов и оттенков, название разных видов транспорта, частей помещения, посуды, одежды и т.д.

Играя, дети начинали постепенно использовать в игре предметы, переименовывая их, так коробок становится мылом, палочка – ложкой, ручка – градусником и т.д. Такие переименования играют важную роль в развитии ребенка, они помогают ему осмысливать знакомую функцию слова и практически овладеть им как способом обобщения наблюдаемых предметов и явлений.

Благодаря использованию в игре предметов-заменителей дети проходили первую ступень отвлечения (абстракции), в результате чего у них развивалось речевое мышление. В условиях игры создавались такие ситуации, которые позволяли обогащать речевой запас детей и расширять значения слов. Играя с детьми, ведущий включал в игру новое слово, новое выражение, и благодаря игровому настроению и повторяемости новый речевой материал оживал в ребенке, становился его собственностью, ребенок начинал его употреблять спонтанно.

По мере овладения игровой деятельностью игровые действия становись более развернутыми, полными, начинали изобиловать подробностями, деталями.

В игре дети учились умению отвечать на вопросы: что каждый из них будет делать, знают ли они роли, свою и товарищей по игре. Для этого перед каждой игрой дети отвечают на такие вопросы: «Во что вы играете?» или «Во что вы будете играть?», «Ты кто?», «Что ты делаешь?», «Кто с тобой играет?» и т.д.

Умение играть возникает у ребенка с недостатками слухового восприятия не спонтанно, а под воздействием обучения. При этом у глухих детей оно не ограничивается формированием игровых действий, выработкой игровых умений и навыков. Обучение включает в себя широкое ознакомление детей с предметным миром, с различными видами деятельности взрослых людей, их отношениями. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят жизнедеятельность взрослых людей и их взаимоотношения. Активизация речевого развития детей проводилась в сочетании игры и различной полезно-познавательной деятельности, например, экскурсии.

Прежде чем проводить сюжетно-ролевую игру, большое внимание уделяется подвижным играм, которые являются хорошим способом организовать детский коллектив. При этом игра подбирается таким образом, чтобы правила и разговорная речь, которой необходимо было пользоваться в одной игре, повторялись в другой.

Опишем кратко цикл сюжетно-ролевых игр по теме «Детский сад», используемых в коррекционно-развивающей работе с детьми экспериментальной группы.

В целом занятия по развития сюжетно-ролевых игр помогли детям с недостатками слухового восприятия развить навыки и умения определять замысел игры; научила выполнять различные роли, развивать замысел игрового сюжета, сформировала дружеские отношения в игровых действиях и взаимоотношениях между детьми.

Страницы: 1 2 3


Применение различных методов профилактики наркомании среди несовершеннолетних в практической деятельности педагога-психолога
Для исследования эффективности профилактических мероприятий наркомании среди несовершеннолетних была набрана группа в количестве 20 человек, возраст учащихся 14 лет. Исследование проводилось на базе Межшкольного учебного комбината г. Тары. Для выяснения отношения подростков к наркотикам и наркоманам использовались следующие диагностики: ...

Цели, задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению в социальном учреждении
Основными направлениями деятельности специалистов в учреждении социальной работы с лицами, склонными к отклоняющемуся поведению, являются психодиагностика, психокоррекция, экспертиза, консультирование, просвещение, профилактика, координация, посредничество. Целью работы является создание условий для достижения позитивных поведенческих из ...

Типология жизненных стратегий
Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы изучению и классификации жизненных стратегий. Рассмотрим подробнее их типологии. Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представл ...