Другая психология » Личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей » Исследование личности и ее профессиональной успешности в психологической науке. Исследование феномена профессиональной успешности в психологии

Исследование личности и ее профессиональной успешности в психологической науке. Исследование феномена профессиональной успешности в психологии
Страница 4

Мужчины придают повышенную ценность деньгам, они более компетентны в обращении с ними и более склонны к риску их приобретения. Женщины чаще подвержены навязчивым идеям и фантазиям относительно денег, испытывают фрустрацию по поводу их отсутствия, зависть к тем, кто их имеет. Женщины чаще тратят деньги в состоянии депрессии (аутопсихотерапия), верят, что заработок зависит от усилий и способностей личности /53, с.212/. Мужчины реже, чем женщины, испытывают по поводу денег чувства беспомощности, депрессии, гнева, зависти, паники, стыда, и чаще, чем женщины, - восхищения, счастья и любви.

Второй группой детерминант, влияющих на профессиональную успешность предпринимателя, выступают социальные детерминанты: экономическая политика правительства, степень доверия, возникновение класса предпринимателей, положение фирмы, социальные функции предпринимательства и ситуационные обстоятельства.

Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина в отдельности. Частный бизнес совершенно не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и для государства они просто жизненно необходимы. Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, от ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и от тех целей, которые ставит перед собой государство.

В период рыночных преобразований на современном этапе становление слоя предпринимателей идет достаточно быстрыми темпами. Обнаруживаются различные механизмы вхождения в бизнес в сегментах частного сектора: разные типы карьеры малых собственников, средних фирм, крупных частных предприятий. В сфере малого бизнеса успешная карьера определяется запасом деловой активности, особенностями отрасли предпринимательства.

Важными для занятия предпринимательской деятельностью являются образование и профессиональный опыт: незаконченное высшее образование имеют 4%, высшее - 69,7%, ученую степень - 12,6%. Исследования, проведенные Ж.М. Грищенко, Л.Г. Новиковой, Н.И. Лапша /6, с.53/ можно свести к следующей констанции:

средний уровень образованности предпринимателей несколько выше, чем у населения в целом;

уровень самостоятельно начинающих предпринимателей обычно ниже уровня тех, кто принял по наследству семейное дело или специально готовился стать предпринимателем (64% мелких предпринимателей не имели законченного высшего образования);

уровень образованности средних и мелких предпринимателей обычно ниже, чем у профессиональных менеджеров и директоров компаний.

Независимо от образования, предпринимателям приходится пополнять знания в области финансов, развивать коммуникативные и вербальные способности.

По данным зарубежных исследователей в группе социальных детерминант особое место занимает положение фирмы (Д. Долланд, 1991; Г. Шмидт, 1997; Д. Максвелл, 1998).

По мнению отечественного исследователя А.И. Пригожина, «фирма - это общность, детерминированная комплексом признаков: выраженная цель, набор ресурсов, система утвержденных норм поведения, специфическое распределение труда» /28,с.15/.

Еще одной из значимых детерминант успешности предпринимательской деятельности выступает доверие, от которого зависит, насколько предприниматель «развернет свою деятельность». Это свидетельствует о формировании предпринимателей в качестве особой социальной группы, характеризующейся определенной степенью социально-психологической общности, взаимным доверием и поддержкой.

В работе Р. Бокэ и О. Серве экономическая среда функционирования фирмы рассматривается с позиции когнитивной неопределенности, когда только доверие способствует минимизации трансакционных издержек взаимодействия фирм, а следовательно, и достижению равновесия на рынке в длительном периоде. Институт доверия в интерпретации когнитивной теории фирмы трактуется как основной фактор стабильности индустриальной рыночной системы. Недостаток доверия ведет к более жестким конкурентным взаимодействиям фирм, а наличие доверия - к кооперации и сотрудничеству. Высокий уровень доверия и надежности партнерских отношений внутри предпринимательских структур в сочетании с высокой оценкой собственных возможностей в решении проблем, умение преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели выступают детерминантами успешности предпринимательской деятельности.

Следующей группой детерминант, влияющих на карьерную успешность предпринимателя, являются идеальные детерминанты: культура, этика, мораль и идеология предпринимательской деятельности.

Предпринимательская идеология система представлений класса предпринимателей о месте и роли в обществе, о принципах, на которых строятся отношения данного класса с обществом и государством.

Страницы: 1 2 3 4 5


Темпинг-тест
Скоростные показатели человека (качество быстроты) в физиологии принято понимать как проявление способности совершать различного рода действия в максимально быстром темпе. Одним из интегральных показателей быстроты может быть максимальная частота движений. Согласно учению А.А. Ухтомского, количество движений, которые живая система может ...

Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала
Виды памяти различаются в зависимости от того, что запоминается, как запоминается, насколько долго запоминается. В результате экспериментальных исследований и наблюдений были выделены два основных вида памяти с точки зрения длительности сохранения информации — кратковременная и долговременная память. Кратковременная память представляет с ...

Самосознание личности как социального субъекта. Социальные детерминанты самосознания
Самосознание - относительно устойчивая, более или менее осознанная структура представлений индивида о самом себе, включающая изначальные основы самосознания (притязания на признание своего «Я», своего имени, своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; притязания на социальное признание; притязания на признание свое ...