Другая психология » Личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей » Исследование личности и ее профессиональной успешности в психологической науке. Исследование феномена профессиональной успешности в психологии

Исследование личности и ее профессиональной успешности в психологической науке. Исследование феномена профессиональной успешности в психологии
Страница 4

Мужчины придают повышенную ценность деньгам, они более компетентны в обращении с ними и более склонны к риску их приобретения. Женщины чаще подвержены навязчивым идеям и фантазиям относительно денег, испытывают фрустрацию по поводу их отсутствия, зависть к тем, кто их имеет. Женщины чаще тратят деньги в состоянии депрессии (аутопсихотерапия), верят, что заработок зависит от усилий и способностей личности /53, с.212/. Мужчины реже, чем женщины, испытывают по поводу денег чувства беспомощности, депрессии, гнева, зависти, паники, стыда, и чаще, чем женщины, - восхищения, счастья и любви.

Второй группой детерминант, влияющих на профессиональную успешность предпринимателя, выступают социальные детерминанты: экономическая политика правительства, степень доверия, возникновение класса предпринимателей, положение фирмы, социальные функции предпринимательства и ситуационные обстоятельства.

Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина в отдельности. Частный бизнес совершенно не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и для государства они просто жизненно необходимы. Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, от ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и от тех целей, которые ставит перед собой государство.

В период рыночных преобразований на современном этапе становление слоя предпринимателей идет достаточно быстрыми темпами. Обнаруживаются различные механизмы вхождения в бизнес в сегментах частного сектора: разные типы карьеры малых собственников, средних фирм, крупных частных предприятий. В сфере малого бизнеса успешная карьера определяется запасом деловой активности, особенностями отрасли предпринимательства.

Важными для занятия предпринимательской деятельностью являются образование и профессиональный опыт: незаконченное высшее образование имеют 4%, высшее - 69,7%, ученую степень - 12,6%. Исследования, проведенные Ж.М. Грищенко, Л.Г. Новиковой, Н.И. Лапша /6, с.53/ можно свести к следующей констанции:

средний уровень образованности предпринимателей несколько выше, чем у населения в целом;

уровень самостоятельно начинающих предпринимателей обычно ниже уровня тех, кто принял по наследству семейное дело или специально готовился стать предпринимателем (64% мелких предпринимателей не имели законченного высшего образования);

уровень образованности средних и мелких предпринимателей обычно ниже, чем у профессиональных менеджеров и директоров компаний.

Независимо от образования, предпринимателям приходится пополнять знания в области финансов, развивать коммуникативные и вербальные способности.

По данным зарубежных исследователей в группе социальных детерминант особое место занимает положение фирмы (Д. Долланд, 1991; Г. Шмидт, 1997; Д. Максвелл, 1998).

По мнению отечественного исследователя А.И. Пригожина, «фирма - это общность, детерминированная комплексом признаков: выраженная цель, набор ресурсов, система утвержденных норм поведения, специфическое распределение труда» /28,с.15/.

Еще одной из значимых детерминант успешности предпринимательской деятельности выступает доверие, от которого зависит, насколько предприниматель «развернет свою деятельность». Это свидетельствует о формировании предпринимателей в качестве особой социальной группы, характеризующейся определенной степенью социально-психологической общности, взаимным доверием и поддержкой.

В работе Р. Бокэ и О. Серве экономическая среда функционирования фирмы рассматривается с позиции когнитивной неопределенности, когда только доверие способствует минимизации трансакционных издержек взаимодействия фирм, а следовательно, и достижению равновесия на рынке в длительном периоде. Институт доверия в интерпретации когнитивной теории фирмы трактуется как основной фактор стабильности индустриальной рыночной системы. Недостаток доверия ведет к более жестким конкурентным взаимодействиям фирм, а наличие доверия - к кооперации и сотрудничеству. Высокий уровень доверия и надежности партнерских отношений внутри предпринимательских структур в сочетании с высокой оценкой собственных возможностей в решении проблем, умение преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели выступают детерминантами успешности предпринимательской деятельности.

Следующей группой детерминант, влияющих на карьерную успешность предпринимателя, являются идеальные детерминанты: культура, этика, мораль и идеология предпринимательской деятельности.

Предпринимательская идеология система представлений класса предпринимателей о месте и роли в обществе, о принципах, на которых строятся отношения данного класса с обществом и государством.

Страницы: 1 2 3 4 5


Анализ исследования. Значение айкидо
Изучение – это процесс обретения знания и усвоение этого знания на уровне практического применения. Результатом обучения является приобретение навыков. Так, в айкидо базовые техники предполагают методики влияющие на развитие и совершенствование личности. Для познания необходимо изучить законы движения собственного тела и научиться примен ...

Темперамент и характер
Одной из старейших проблем изучения характера является выявление связей между характером и темпераментом. Хотя и сейчас есть попытки сводить характер к темпераменту, все же большинство ученых считает, что темперамент является лишь природной основой характера. Мно­гими исследованиями было показано, что если в ран­нем детстве у человека да ...

Исследование агрессии старшего дошкольника. Методика исследования агрессии старшего дошкольника «Несуществующее животное»
Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет). Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воо ...