Другая психология » Личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей » Исследование личности и ее профессиональной успешности в психологической науке. Исследование феномена профессиональной успешности в психологии

Исследование личности и ее профессиональной успешности в психологической науке. Исследование феномена профессиональной успешности в психологии
Страница 3

Возраст для начинающего предпринимательскую деятельность не имеет принципиального значения. Однако ее раннее начало, если человек обладает необходимыми знаниями и подготовкой, дает ему большие возможности преуспеть.

В первые годы своей деятельности человек нуждается в росте. Данный этап в индивидуальном развитии можно определить как поиск признания. Человек стремится к самостоятельной независимой жизни, происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями. Согласно Ш. Бюлер, в течение данной фазы возрастного развития человек находит свое признание или постоянное профессиональное занятие. При этом он находится либо на фазе адепта, либо на фазе адаптации, т.е. овладения и принятия норм профессиональной деятельности и профессионального общения, понимания смысла профессии и своей причастности к ней.

Как подчеркивают СЕ. Пиняева и Н.В. Андреев, трудовая деятельность и практический опыт выступают в качестве основного сенсибилизирующего фактора развития психических функций личности /26, с.7/.

По мнению Б.Г. Ананьева, достижение новых, более высоких уровней функционального развития в зрелые годы в процессе деятельности возможно благодаря тому, что некоторые психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации и операционных преобразований.

Развитие личности зависит от степени и продуктивности социальной активности человека, от достигнутого им статуса. Человеку свойственны реальные ожидания, трезвые оценки возможностей, постановка конкретных целей, в связи с чем происходит переоценка личности, в самооценке которой отражены результаты деятельности. Стабилизация основных психических структур, ценностных ориентации, уровня притязаний сопровождается повышением стабильности и внутренней последовательности образа Я. В случае достижения более высоких уровней в профессиональной деятельности и успеха у человека усиливается мотивация, происходит творческое развитие себя как личности посредством профессии.

Д.Б. Бромлей отмечает, что после 50-летнего рубежа, происходит упрочнение системы социальных ролей с доминированием некоторых и ослаблением других. Человек приобретает уверенную жизненную позицию и стабильность. Возрастает индивидуализация личностного развития, социальная ответственность за деятельность и реалистичность самооценки. Личность характеризуется стремлением продлить состояние жизненной активности из-за сокращения будущего времени жизни. В то же время - это пик для наиболее общих социальных достижений -положения в обществе, власти, авторитета.

Существует много параметров, отличающих одного человека от другого, но одним из значимых факторов являются гендерные различия.

Гендер - совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины.

Предпринимательством занимаются мужчины (88,4%) и женщины (11,6%). Мужчины стремятся к независимости, тем самым они утверждают свою индивидуальность, для женщин характерна взаимозависимость, они обретают собственную индивидуальность в социальных связях /34, с.9/.

В деловых разговорах мужчины концентрируются на поставленных задачах, женщины - на отношениях между людьми; разговоры мужчин чаще информативны, женщинам же важнее получить обратную связь и поддержку в общении. Чувствительность женщин к сигналам невербального общения помогает объяснить их большую эмоциональную отзывчивость в печальных и радостных ситуациях.

Мужчины чаще социально доминируют в обществе. Свойственный мужчинам стиль общения подкрепляет их авторитет. Выступая в качестве лидеров в ситуациях, где нет жестокого распределения ролей, мужчины склонны к авторитарному стилю, а женщины - к демократическому.

Мужчинам намного легче дается директивный, проблемно-ориентированный стиль руководства, а женщинам - стиль социального лидера, создающего «дух команды» /19, с.54/. Мужчины придают значение победам, превосходству и доминированию над другими.

Мужской стиль общения выдает заботу о независимости, а женский - о взаимной зависимости. Мужчины склонны к действиям, характерным для людей, облеченных властью, - они говорят с нажимом, перебивают собеседника, касаются его руками, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника, соответствующие женскому пониманию отношений между людьми, - они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны.

По мнению исследователей Р. Белка и М. Валлендорфа, женщины думают о деньгах как о способе приобретения вещей, а мужчины - власти. Деньги, с которыми имеют дело женщины, - это профанные деньги, за исключением тех, которые тратятся на личные удовольствия. Деньги, которыми пользуются мужчины, частично сохраняют свой сакральный характер, однако мужчины более доверчивы и уверены в себе и в своих финансовых вопросах.

Страницы: 1 2 3 4 5


Особенности построения уроков в системе компенсирующего обучения
Как всякий урок, урок в системе компенсирующего обучения должен отличаться целостностью, взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и ученика, а также должнобыть логической единицей темы, раздела, курса. Однако этот урок имеет свою специфику, которая определена особенностями психического развития детей, ...

Содержание полового воспитания
Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи. К эт ...

Особые формы шизофрении
Эти формы не всеми психиатрическими школами включаются в рамки шизофрении. Иногда их рассматривают как отдельные психические заболевания, иногда же их включают в число других нешизофренических психических расстройств - причисляют к расстройствам личности (психопатиям), к маниакально-депрессивному психозу и т.п. I. Вялотекущая шизофрения ...