Исследование
личности и ее профессиональной успешности в психологической науке. Исследование
феномена профессиональной успешности в психологииСтраница 2
Другой вектор становления личности профессионала заключается в том, что человек уже "нашел" себя, он не хочет изменений ни себя, ни своей деятельности. Он относится к ней как к средству удовлетворения своих потребностей. Деятельность лишена своих ценностных качеств, она является как бы псевдодеятельностью, которая характеризуется отсутствием и мотиво- и целесообразности и развертывается в виде отдельных, часто хаотических операций и динамических стереотипов. Человек в результате данной деятельности в целом обнаруживает низкий уровень эмоциональной стабильности, повышенную чувствительность к негативным воздействиям, накапливает аффективные переживания, ригиден, болезненно реагирует на ситуации, затрагивающие его самоуважение.
В связи с высочайшей устремленностью к достижениям собственных целей появляется эмоциональная неустойчивость, под влиянием которой поведение утрачивает мотивосообразность, а активность направляется аффективно насыщенными целями. Ведущим уровнем, детерминирующим специфику поведения, становится не личностно-смысловой, а индивидуально-психологический, так как протекание деятельности определяется не смысловыми образованиями, а присущими субъекту характерологическими особенностями. Следствием этого является ослабление функционирования регулятивных механизмов личностного уровня. В результате поведение становится релевантным не мотивам, а лишь целям, причем часто ситуативно обусловленным.
Для восстановления ценностно-смыслового уровня регуляции деятельности необходимо осуществление единства, совместного бытия и деятельности с другими людьми, когда субъект не противопоставляет себя другим, а приобщается к ним. Это возможно при переходе к следующему этапу личностного становления профессионала - модусу служения. Переход к нему возможен только с помощью углубленной рефлексии, изменения отношения к другому человеку, через понимание того, что достигнутое превосходство над другими людьми, и через это - реализация себя - не может быть полной, и в данном случае человек все-таки испытывает определенную неудовлетворенность и своими достижениями, и жизнью в целом.
По мнению Рубинштейна С.Л. при модусе служения, который знаменует собой последний этап становления профессионала, он впервые предстает как целостный субъект. Эта целостность задается сопричасти остью ко всему сущему на Земле и отражает переход к ступени развития субъективности, обозначенной В. И. Слободчиковым и Е. И. Исаевым как стадия универсализации /42, с.132/. Отсюда начинается духовная жизнь человека, преодоление разобщенности с другими людьми, ощущается эквивалентность Миру, что позволяет ему выйти за пределы сколь угодно развитой индивидуальности в область общечеловеческих смыслов.
В профессиональной деятельности этот новый этап характеризуется появлением все учащающихся пиковых переживаний, в которых все силы личности сливаются воедино, человек становится больше самого себя. Он продолжает двигаться в потоке повседневной жизни, но, с другой стороны, находится как бы над ним. Во время появления пиковых переживаний человек способен через посредство Я-эмпирического реализовать смыслы своего высшего, духовного Я.
Однако данную деятельность, по существу, деятельностью назвать трудно, так как реализация замысла всегда превышает цель, которая была поставлена первоначально. Главное в ней не производство какого-либо полезного продукта, а раскрытие Миру своей потенциальной уникальности, сопричастности с другими людьми, и через это - развитие и себя, и Другого. В это время приходит ощущение, будто не ты выполняешь данную деятельность, а кто-то другой руководит всеми твоими действиями. В процессе отдачи себя другим, высвобождается огромная энергия, повышающая работоспособность и качественность выполнения данной деятельности во много раз. Это и есть ощущение подлинного профессионализма, когда любой человек, находящийся рядом, быстро поднимается по ступенькам духовного развития и через это - профессионального мастерства.
Изучение детерминант, оказывающих существенное влияние на профессиональную успешность предпринимателя, становится актуальной задачей в достижении вершин профессионализма. В количественном и качественном отношении, как отмечает В.Л. Романов, детерминанты чрезвычайно многочисленны, многообразны, что определяет сложность их классификации, но можно выделить четыре их группы: физические, социальные, идеальные и психологические /2, с.344/.
Первая группа - физические детерминанты, которые обусловлены состоянием организма (возраст, пол, работоспособность, внешние параметры человека). Они стали предметом изучения ряда отечественных психологов: Г.К. Булычкиной, О.Н. Куликовым, Д.Р. Назарчалиным, В.В. Радаевым, Я.М. Рощиной, O.K. Шкаратан /34, с.5/.
Занятие №8 «В гостях у курочки»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, памяти и мышления. Задачи: 1. Развивать концентрацию и объем внимания, память, мышление. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 4. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпение. 5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. I ...
Теоретические основы эксперимента
Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, непризнавание социальных ограничений и чужих мыслей), отличающие креативных от не креативных. По мнению некоторых психологов, это говорит ...
Эффективность плацебо
Термин "плацебо" происходит от латинского слова placeo - нравиться. Таблетки-"пустышки", обманка-плацебо может быть чем угодно - не обязательно пилюлей. Внушить больному хорошее настроение можно самыми разными немедикаментозными способами - от трепанации черепа до хорошего обращения врача с пациентом. Но самое верное ...