Другая психология » Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников » Изучение детско-родительских и межличностных отношений старших дошкольников (на материале констатирующего эксперимента)

Изучение детско-родительских и межличностных отношений старших дошкольников (на материале констатирующего эксперимента)
Страница 1

Констатирующий эксперимент, цель которого в определении детей с проблемными межличностными отношениями, проводился 25.01.2010 года в МДОУ «Детский сад №22 «Березка» г. Зеленогорска Красноярского края.

В качестве испытуемых отобрана подготовительная группа детей в возрасте 6–7 лет и их родителей, всего 50 человек (25 детей и 25 родителей).

С помощью констатирующего этапа происходит тестирование детей и их родителей. Обследование проводилось на основе методов детских межличностных взаимоотношений и детско-родительских отношений, перечисленных в предыдущей главе. Мы предлагаем методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников, особенности детско-родительских отношений. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные [57. C.60]. К первым относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. При этом можно констатировать особенности поведения отдельных детей, их симпатии и антипатии и воссоздать картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания.

Качественные и количественные критерии анализа результатов предоставляют возможность проверки результатов исследования: действительно ли своевременное выявление и коррекция проблемных межличностных отношений детей дошкольного возраста, способствует развитию социальной компетентности, облегчает им прохождение процесса адаптации.

Участие родителей необходимо для определения содержания будущих занятий, подборе методических приёмов и материалов в работе воспитателя, реализации индивидуального подхода к детям с целью коррекции имеющихся социально-эмоциональных проблем. Перед началом исследования с родителями была проведена беседа – это помогло нам ознакомиться с семьями дошкольников, непосредственно с детьми и их родителями. Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье; выявить характер детско-родительских взаимоотношений. Результаты беседы позволили выяснить сведения о составе обследуемых семей, количество детей, их возраст, условиях проживания, а также поведенческих особенностях детей и степени заинтересованности родителей успехами ребенка.

Для изучения детских взаимоотношений, во время индивидуальной работы с каждым ребёнком, мы предлагали дошкольникам задания в следующей последовательности:

- Методика «Два домика». Ребёнку предлагается рассмотреть иллюстрации, выбрать наиболее понравившуюся для того, чтобы его заинтересовать, расположить к общению с взрослым;

- Затем «Тест-опросник детско-родительских отношений Столина»;

- И далее проективная методика «Рисунок семьи».

Анализ результатов по каждой методике исследования позволил нам сделать следующие выводы о представлениях детей дошкольного возраста о себе и межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками.

Так, анализируя результаты первой методики видим, что 24% детей (6 человек) имеют статус «отверженных», 12% (3 человека) – статус «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрывается сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попадают часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.

Основная масса группы состоит из «предпочитаемых» ребят, которые по наблюдениям воспитателей проявляют активность, могут играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников. Популярных детей в коллективе дошкольников не более 15% (2–3 человека).

Из наблюдений воспитателей видно, что именно такие «звёзды» активно привлекают окружающих детей к своим действиям, с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, дружелюбно ко всем относятся (рис. 4).

Страницы: 1 2 3 4 5


Биологический компонент креативности
Исследователи полагают, что креативность связана с активностью префронтальной коры правого полушария, которая ответственна за нашу способность к целостному видению и к манипулированию образами (Dozier, 1998). Последняя позволяет нам оценивать порядок событий, строение предметов, а также комбинировать их новыми способами. Уже в раннем воз ...

Теоретические аспекты психологической безопасности образовательной среды. Основные подходы к понятию "образовательная среда"
Термин "среда" имеет достаточно широкое употребление, тем не менее, оно не имеет четкого и однозначного определения в мире науки как понятие. В самом общем смысле "среда" понимается как окружение. Причем наряду с этим активно используется еще целый ряд терминов: "среда человека", "среда людей", &qu ...

Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста. Состояние эмоционально-волевой сферы у младших школьников
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношении человека к миру и людям, процессе и результатах его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» э ...