Другая психология » Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и изобразительной деятельности » Эмпирическое исследование преодоления страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Описание экспериментальной выборки и методов исследования

Эмпирическое исследование преодоления страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Описание экспериментальной выборки и методов исследования
Страница 8

Игра невозможна без риска, и нежелание быть последним, проигравшим, так же, как и надежда на победу, представляет собой моделирование, репетицию возможных жизненных ситуаций, что позволяет лучше адаптироваться к ним в реальной жизни.

Как естественный способ выражения «я», укрепления уверенности в себе игра будит активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивает умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя роли означает принятие определенных правил, то есть возникает чувство ответственности. Когда в игре все удается, у детей появляется чувство удовлетворения, эмоционального насыщения игрой, при неудачах же возникает чувство вины и досады, заставляющее критически взглянуть на себя и как–то перестроится, изменится.

Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекции, если они уже входит в характер ребенка.

Проективный тест «РИСУНОК СЕМЬИ».

Материал:

для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, листик.

Инструкция к тексту «Рисунок семьи»:

«Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснить, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах

15 – 30 минут.

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15с;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображением содержимым;

После выполнения задание следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду.

Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по схеме:

Выделяемые признаки

Отметки о наличии признаков

1

Общий размер рисунка (его площадь)

2

Количество членов семьи

3

Соответствующие размеры членов семьи

Мать

Отец

Сестра

Брат

Дедушка

Бабушка

4

Расстояние между членами семьи

Наличие каких – либо предметов между ними

5

Наличие животных

6

О виде изображения:

Схематическое изображение

Реалистическое изображение

Эстетическое изображение

В интерьере, на фоне пейзажа

Метафорическое изображение

В движении, действии

7

Степень проявления негативных эмоций (в баллах1,2,3,…)

Степень проявления негативных эмоций(в баллах 1,2,3,…)

Степень аккуратности исполнения (1,2,3)

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Деформация личности ребенка
Если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствие отца система отношений «мать - ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. В полной семье эмоциональный фон создает ...

Творческая реализация личностного подхода. Методология личностно-ориентированного взаимодействия
Педагогическое воздействие осуществляется педагогом с целью развития личности ребенка, перевода его на позицию субъекта. Педагогическое воздействие - это не любое воздействие, а воздействие педагога, являющегося носителем сознания, воли, отношений, а, следовательно, осознающим связи своего <Я> с другими <Я>, с миром в целом. ...

Этический принцип
Учёный-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство личности испытуемых, их интересы; ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности-неразглашения сообщенных респондентами сведений следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования. Давая рекоменда ...