Эмпирическое исследование преодоления страхов у детей дошкольного и
младшего школьного возраста. Описание экспериментальной
выборки и методов исследованияСтраница 10
Коррекционные упражнения отреагирования страхов
После обработки диагностического материала и первичной консультации с родителями, на которой обсуждается тема « Что такое страх и причины его возникновения?». А так же дается согласие родителей о участии коррекционной программе. Проводится психотерапия базисных страхов, состоящая из 8 игровых занятий продолжительностью от 1 до 1,5 часов, один раз в неделю совместно с детьми и родителями. Образуется малая терапевтическая группа из 14 человек. Взрослых заранее инструктируют, как нужно себя вести в предлагаемых игровых ситуациях. Важно отметить, что при совместном взаимодействии детей и родителе отсутствуют конфликты и ищутся пути наиболее эффективного разрешения поставленных перед игрой задач.
Для проведения успешной коррекционной работы создана материальная база:
- Игровая комната, где собраны терапевтические игрушки от реагирующие эмоции страха (куклы Бабы Яги, Кощея, приведений, Бармалея, собак, безликие куклы, куклы – марионетки, маски, изображающие различные эмоции).
- Театры – настольные, пальчиковые, кукольный дом с семьей.
- Песочница со множеством игрушек, предметов – заместителей.
- Затемненные шторы, для создания темной комнаты.
- Необходимый материал для рисования (плаценты, разноцветная бумага разного формата, кисти, бросовый материал: губки, ткань), лепки и аппликации.
- Фонотека: классика, мелодия природы.
Весь этот материал и многое другое помогает обыгрывать игры и специально созданные ситуации.
В составлении коррекционной программы помогали методики А. И. Захарова:
1.«Преодоление страхов посредством игры и рисования» представлена в публикациях, начиная с 70-х годов. Содержит психотерапевтический алгоритм преодоления страхов детьми и родителями. Основаны на принципе эмоционального отреагирования в сочетании с направленным изменением поведения посредством принятия все более адаптивных (бесстрашных) ролей.
2. «Психологическая очистка издержек семейного воспитания».
Ее суть заключается в специальном обыгрывании ситуаций, направленных на устранение страхов. И подвижные игры из других источников: Щелдон Левис «Ребенок и стресс» и Бардиер «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» и конечно же личный опыт из курсов повышения квалификации».
Перед началом занятий родителям выдаются записанные на листочках страхи детей (выявленных в процессе диагностики и беседы). В течение одной недели дети рисуют дома свои страхи. Каждый страх на отдельном листе.
На занятии сначала проводится подвижная игра быстрого темпа, для создания у детей эмоциональной готовности. Затем игры средним темпом или ролевые. После игр предлагается релаксация, а затем дети прорисовывают себя не боящимся своего страха по индивидуальному списку страхов. Дается задание домой, чтобы родители продолжали коррекционную работу дома.
После занятия каждый ребенок отмечается похвалой родителей и психолога. Отмечается, что ему удалось сделать лучше всего.
На седьмом занятии обсуждаются все страхи детей, которой они нарисовали спрашивая: «А сейчас или не боишься…».
В конце заключительного занятия, родители дарят детям сувениры, поздравляя их за ловкость, быстроту, желание играть, преодоление своих страхов.
Логические основания личностного развития человека
Относительную логическую завершенность процессов образования человека, т.е. полный логический квадрат общностных отношений в структуре личности, можно выявить, если индивидуальное и субъектное, а также объектное и индивидуальное будут пониматься как общности. Первая из этих общностей выражает единство и уникальность общечеловеческой спос ...
Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональна ...
Инновации
§ Развивающее обучение. § Уровневое дифференцированное обучение. § Интегрированное обучение. § Тестирование вновь поступивших учащихся с целью выявления уровня подготовки для определения их дальнейшего перспективного развития с учетом индивидуальных способностей. § Общешкольные речевые игры и речевые конференции. § Анкетирование для выяв ...