Эмпирическое исследование преодоления страхов у детей дошкольного и
младшего школьного возраста. Описание экспериментальной
выборки и методов исследованияСтраница 9
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест и т. д.
Интерпретация теста «Рисунок семьи».
На основании особенностей изображения можно определить:
1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.
2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствует о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. д., тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.
3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что–то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко стоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).
Методика: «НЕОКОННЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Это весьма распространенная методика поможет получить дополнительные сведения о причинах страхов, беспокойства ребенка. Ребенку предлагается послушать предложение и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью. Делать это нужно быстро.
Инструкция
для ребенка: «Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову». Эксперимент идет в быстром темпе.
1. Мой детский сад…
2. Мой друг…
3. Если меня наказывают, то …
4. Я играю чаще всего…
5. Мои сны…
6. Боюсь…
7. Моя мечта…
8. Моя мама и я…
9. Не люблю, когда меня…
10. Плачу, когда …
11. Сделать бы все, чтобы забыть…
12. Когда меня спрашивают…
13. Мой папа и я…
14. Когда смотрю «ужасы» в кино…
15. Когда я один дома…
16. Моя воспитательница…
17. Когда меня мама ругает…
18. Больше всего люблю…
19. Когда прихожу в детский сад…
20. Когда бывает темно…
21. Когда мой папа…
22. Ребята в детском саду…
23. Когда меня спрашивают на занятии…
24. Когда моя мама…
25. Когда все ругаются…
26. Когда я выхожу играть во двор…
27. Я всегда хотел…
28. Меня беспокоит…
29. Скрываю…
30. Старшие…
Законченные предложения можно разделить на 6 групп:
Порядковый номер предложения.
1. Отношение к отцу 13 21
2. Отношение к матери 8 24
3. Отношение к себе 3 4 7 10 12 18 27 29
4. Отношение к сверстникам 2 22 26 30
5. Отношение к детскому саду 1 16 19 23
6. Страхи и опасения 5 6 9 11 14 15 17 20 25 28
Эта методика простая по содержанию, но хорошо выявляет скрытые переживания ребенка, которые порой не удается выявить в свободной беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка. Методика помогает разобраться в многообразной системе отношений ребенка и найти путь реальной психологической помощи ему.
Анализ коммуникативных навыков мужчин и женщин. Проведение
тестирования, на коммуникационные способности группы людей
Для анализа коммуникативных навыков была выбрана группа людей. Состоящая из десяти человек, пять мужчин и пять женщин, возрастной группы от 20 до 40 лет. Для них был представлена анкета «Определение коммуникативных способностей», им нужно было отвечать на все вопросы данной анкеты. Свободно выражать свое мнение по каждому вопросу и отвеч ...
Психолого-педагогическая характеристика игровой
деятельности. Возрастные
особенности сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с сохранным
развитием
Игра – естественная потребность ребенка-дошкольника, его важнейшая самостоятельная деятельность. Она радует, создает бодрое настроение, повышает жизненный тонус, что крайне важно для нормального физического и психического развития. Подвижные игры с самого раннего возраста удовлетворяют естественную потребность растущего организма в разно ...
Социальная природа деятельности личности
Человеческая деятельность - это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания. Совместность (общение и ...
