Другая психология » Cоциально-психологические механизмы влияния » Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен

Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен
Страница 3

Английский исследователь Дж. Уэбб в работе "Оккультизм как общественное явление" [2] отмечал, что в основе чередования свободы разумности и нерозумности содержатся духовные факторы. Собрав большой материал по распространению нетривиальных идей, иррационализма, мистических течений прошлого и современности, он пришел к выводу, что эти течения связаны с психологическими и культурными закономерностями общественной жизни, что каждая эпоха европейской истории имела специфический духовный образ. Современный иррационализм, тяга к замкнутых группировок, по его мнению, выступает как стихийная идеология растерянных масс. Как правило, захват людей такого рода идеями, тяга к образованию замкнутых социальных групп, где эти идеи могут иметь выражения, наступает в эпоху крутого перелома социальных порядков, традиционных верований (светских и религиозных), коренного переворота в социально-экономической структуре, острых социальных коллизий , глубокого кризиса в идеологии, массовом сознании людей, психологической усталости широких слоев населения. www.culturemass.ru

В совокупном духовном опыте каждого общества имеют место различные, иногда полярные, противоречивые традиции, идеи, верования - мифологические и научные, светские и религиозные, утилитаристськи и романтические, эгоистические и альтруистические, сентиментально-идиллические и трезво-рассудительные. Какие из них возьмут верх - зависит от многих обстоятельств в жизни людей и конкретной личности. Тоталитарные группы становятся привлекательными на этапе, когда сама жизнь приобретает иррационального характера, а на поверхность выходят поезд тайного знания, поиск истины в зашифрованном - в знаках, символах, в интуитивном, чувственном. Эти новообразования быстро приспосабливаются к изменениям в социальной жизни, используя его проблемы, недостатки в свою пользу.

Феномен современных тоталитарных групп в виде альтернативной религиозности родился в США в 60-е годы ХХ века и впоследствии появился на общественном арене Европы, набирая различные формы. Распространение тоталитарных групп религиозного направления (тоталитарных культов) до определенного времени не вызывало беспокойство в правительственных структурах, среди общественности многих стран мира, в том числе и в Украине. Большинство из них существует легально, на законных основаниях, зарегистрировавшись как духовно-культурные центры (философского, культурологического, медицинского, религиозного, эстетического, просветительского и иного направления, то есть под лозунгом развитию духовности, заботы о физическом и духовном здоровье людей), а поэтому претендует на защиту своей деятельности в соответствии с принципами Европейской конвенции прав человека.

Общественное беспокойство возникло в связи с противоправными и антигуманными действиями членов тоталитарных групп в Джонстауне (Гайяне, 1978 г.), где за религиозных убеждений 900 человек покончил жизнь самоубийством; в штате Техас (США, 1993 г.), где 80 сторонников адвентистской -раскольнической группы "Ветвь Давида" сожгли себя; в Швейцарии (1995 г.), где 30 членов группы "Храм Солнца" (пятеро из них дети 14 - 15 лет) сожгли себя. Активно действовали в этом направлении религиозные организации "Аум Синрике" в Японии и России (посягательство на массовое уничтожение населения), Великого белого братства в Украине (неоднократные пророчества конца света и воскресения 144 тысяч белых братчиков), в Греции, Франции, Канаде, Германии и других странах, где провоцировались массовые голодовки, опасные для жизни и здоровья людей. Со временем тоталитарные группы привлекли к себе внимание и правительственных структур, поскольку стали проявляться их теневые черты - организованная преступность, нарушения прав человека, попытки проникновения во властные структуры, претензия на мировое господство "умных людей" над "рабами-добровольцами", уклонение от уплаты налогов, торговля оружием, наркотиками, незаконная врачебная практика т.д.

Появление тоталитарных групп в посткоммунистических странах совпала с периодом демократизации светской и религиозной жизни, религиозного возрождения. Она стала своеобразной формой диссидентства, протеста против коммунистической идеологии, а впоследствии, как и на Западе, - альтернативой традиционным религиям и общественно-политическим движениям и объединениям. Появлению этих групп способствовало также падение престижа и значимости так называемой институциональной церкви, традиционных верований, духовный вакуум, образовавшийся в связи с крахом марксистско-коммунистической идеологии и сознания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Количество и качество требований к ребенку в семье
Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, не ...

Конфликтология как наука
Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, - учил древний китайский философ Лаоцзы (579-499 до н.э.), - главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие.» По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между с ...

Обзор главных понятий, рассматриваемых в работе
Есть много попыток определить что такое «эмпатия». Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Ты ощущаешь радость или боль другого человека, как он их ощущает. И воспринимаешь их, как их воспринимает он. Генделин считает, что в любой момент времени челове ...