Тоталитарные группы и их социально-психологический феноменСтраница 6
Создание тоталитарной группы происходит по четко отработанному алгоритму:
появление фигуры - лидера, который постепенно обрастает небольшим кругом последователей;
впоследствии последователи вступают ранга апостолов и начинают проводить активную агитационно-пропагандистскую работу, отыскивают, вербуют своих последователей;
создание (и регистрация на законных основаниях, если выдается такая возможность) своей организации (уставы и регистрационные документы, как правило, полны фразами о духовности, заботу о физическом здоровье людей или желание развивать культурные связи с другими народами и т.д.);
в качестве организационного кредо берется некая болезненная социальная проблема, например, наркомания, алкоголизм и т.п.;
обращение к массам, которым предлагается изящная "доктрина спасения" (исцеления, поддержка, выход из трудного положения, возможность быстрой карьеры и финансового обогащения, открытие новых эзотерических знаний и т.д.).
В тоталитарном группе создается хорошо отлаженная система взаимоотношений и порядка: четкая иерархия, идеология, единый ритм жизни, подкрепленный, как правило, проживанием в одном доме, единственный тип питания и т.п. Человек сразу оказывается включенной в малую социальную группу, имеет своего руководителя, который непосредственно общается с "духовным учителем". Жизнь членов группы четко регламентировано и требует от них безусловного подчинения определенным установкам, которые даются через слово.
Включение индивида в жизни группы происходит главным двумя путями: через ритуал и через реализацию "дары" (способность понимать и интерпретировать новые философские и социальные идеи, слово нового бога, исцелять и т.д.). Новых сторонников привлекает перспектива в группе "найти живого бога", приобщиться к чему эзотерического, которые могут постичь лишь "избранные". Со временем эта идея трансформируется в установки другого порядка: "Сделай так, чтобы Абсолют, Бог узнал о тебе и дал тебе знать, наделив каким-то особым даром - умениями, навыками и т.п.".
Тоталитарные группы, особенно философско-религиозного направления, выработали несколько уровней ритуального включения индивида в деятельность группы. Это: а) "фоновый уровень" - регулярные собрания, богослужения экстатического плана, без которых со временем человек уже не видит своего существования; именно при них происходит "непосредственное общение между Абсолютом, Богом и человеком. Многочасовые молитвы, подкрепленные системой постов, становятся через некоторое время допингом для индивида;
б) регулярные собрания микрогрупп, микроосередкив, где во время молитвенного экстаза проговариваются житейские проблемы каждого члена, все то, что огорчает его душу, лежит бременем на ней. Действо заканчивается коллективной молитвой за каждого отдельно и может сопровождаться всевозможными "прозрениями", откровениями, полученными в молитвенном экстазе. Причем лидер внимательно следит, чтобы видение, откровение, "глас истины" членом группы интерпретировались в нужном группе понимании.
Для введения личности в стойку психологическую зависимость от группы широко используются психологические факторы влияния. Особенно эффективными они становятся на коллективных собраниях, где происходит трансфер эмоций с помощью привычных средств воздействия - музыки и слова. Этому способствует использование их цикличности - от минорной тональности к неистовым возгласов. Эмоциональное напряжение то усиливается, то ослабевает. На пике звучания появляется харизматичный лидер со своими установками, проповедью. Музыка, пасторские проповеди, привлечение к ним свидетелей и участников разного рода чудес, исцелений, вечное ожидание чуда (как это имело место, например, в церквях "Победа", "Слово веры") особенно сильно влияют на людей со слабой психикой, которые легко поддаются внушению. Внешне человек выглядит вполне свободным - ее никто ни к чему не принуждает, ей самой предоставляется право свободного выбора: где и с кем жить, дружить, общаться, кому поклоняться. Но в действительности ее жизнь подвергается четкому регламентации через подчинение определенным установкам, которые идут от лидера группы, его ближайшего окружения.
Проблемы депрессии в отечественной и зарубежной литературе
По мнению Нуллера Ю. Л. и Михаленко И.Н., депрессии детского возраста за последние годы стали чаще диагностироваться и отечественными, и зарубежными психиатрами, но проблема детских депрессий остается темой еще незавершенных научных изысканий. О возможности возникновения депрессии в 10 лет писали уже многие зарубежные психологи. По их на ...
Занятие №6 «В гостях у пчёлки»
Цель: Развитие произвольного внимания, концентрации внимания, памяти. Задачи: 1. Развивать произвольное внимание. 2. Развивать концентрацию внимания, память. 3. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 4. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 5. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпимость 6. Воспитывать са ...
Понятие «темперамента», его типы, теории темперамента
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент-свойство личности, придающее своеобразн ...