Другая психология » Cоциально-психологические механизмы влияния » Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен

Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен
Страница 5

Ко второй группе можно отнести пытливую молодежь - "умников и умниц", которых привлекает процесс открытия нового, стремящихся "чистого знания". Интерес к нетривиальных идей, эзотерических знаний у них возникает при знакомстве с нетрадиционными религиозно-философскими системами. К этому их подталкивает и подсознательное стремление найти всеобъемлющую систему знаний, надежда найти в новых идеях и специфических магических обрядах, медитационные практике инструмент для рационализации субъективной сферы, который выходит за рамки наук. Как правило, эта часть молодежи увлекается астрологией, нумерологией. Ее привлекают изящные формулы типа: "Мы - последняя надежда человечества". Сюда можно отнести и представителей интеллектуализированных слоев населения, способных нести новое "учение" в массы, - педагогов, врачей, инженеров, творческую интеллигенцию (люди с высшим и незаконченным высшим образованием - основной костяк таких групп. www.righttransport.ru

Третью группу составляют личности с тонкой душевной организацией, богатым воображением, нестабильной эмоциональной системой, податливые к внушению. В них фиксируется сильный врожденный тяга к таинственному, к религиозности. Для них много значит моральная поддержка со стороны "учителя жизни", "гуру". Они страдают от господствующего прагматизма, рационализма, ищут способы оформления своих переживаний, чувств, стремятся найти утешение в новых идеях, в иррациональном.

К четвертой группе можно отнести лиц, которые приобщаются к тоталитарных групп из природного человеческого любопытства, возможности в разного рода группах, сектах, культах получить "кайф". Они уверены, что, порадовав себя, получив надежд наслаждение, так же легко и безболезненно оставят это занятие.

Пятую группу составляют лица, или же потеряли связь с традиционными церквями в силу различных причин, или же были атеистами достаточно поверхностно знают философско-религиозные учения.

Представители всех этих групп не осознают последствий своего пребывания в тоталитарной группе. Прежде всего - разрушения, десоциализацию личности, формирование ее психологической зависимости от группы, частичной или полной изоляции от общества, неприятие ею других людей, а людьми - ее.

Социализации личности можно определить как процесс, осуществляемый в ходе деятельности и общения индивида, результатом которого является усвоение и активное воспроизведение им социального опыта, накопленного обществом. Следствием процесса социализации является не только усвоение индивидом ценностей, регулирующих принципов и норм человеческого общежития, а прежде всего усвоения духовности, культуре своего народа, его национального духа, образа жизни, социальных ролей. В ходе десоциализацию происходит процесс усвоения некоторых новых субкультурных ценностей, норм, ролей, навыков вместо прежних, характерных для определенных политических, культурных, религиозных, социальных групп и институтов, недостаточно усвоенных, устаревших или модифицированных или отвергнутых личностью. В условиях тоталитарной группы, где личность десоциализуеться, ее система ценностей, морали разрушается и формируется новая личность, податливая на воздействия, контроль со стороны группы. В десоциализованои личности искажается аксионормативна система, в частности регулирующие факторы (социальные установки, мировоззренческие ценностные ориентации) и детерминирующая факторы (унаследованные и приобретенные потребности) с помощью социально-психологических механизмов социального наследования, внушения, идентификации себя с группой, прививаются псевдопотребы.

Несмотря на разнообразие тоталитарных групп, в своей основе, методах работы и психологической обработки личности они имеют много общего. Во-первых, в них широко используются разнообразные приемы светского и религиозного миссионерства, учение которого представляет собой эклектику различных, порой противоречивых идей (восточных и западных, светских и религиозных), здесь распространяются и приобретают новый толкования апокалиптические темы. Во-вторых, запугивая людей картинами судного дня, "пророки" обещают легкий путь избавления от всех несчастий и бед в обмен на слепое подражание "духовных учителей", неукоснительное выполнение их воли. В-третьих, используя различные формы и приемы влияния на людей, лидеры этих групп под видом свободы слова, вероисповедания наживают большие состояния, проявляя равнодушие к рядовым членам групп, общин, их проблем, запросов, потребностей (кредо руководителя сайентологического движения Хаббарта: хочешь заработать миллион - создай секту На богослужениях церкви так называемого Полного Евангелия, действует в Киеве, пастор, призывая верующих к щедрой милостыни, время от времени повторяет, что деньги есть колесами Евангелия). Своих последователей "духовные учителя" рассматривают как толпу, необходимую для реализации своих целей. Происходит своеобразная "торговля душами": войди в наш круг - получишь исцеление, приведи друзей - получишь прощение, долучайся в группу - и мы найдем спасение не только для тебя, но и для всей страны, человечества; только с нами, "избранными", ты сможешь решить все свои проблемы. В-четвертых, в этих группах индивидам предлагают ложные жизненные ориентиры, а решение их насущных проблем, мировоззренческих и вероисповедных вопросов переносится, как правило, в сферу потустороннего мира, закрепляя зависимость человека от внешних сил, ее пассивность, ограничивая возможности, личные права и свободы . В-пятых, опасность пребывания личности в такой группе, как правило, не осознается ею.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Когнитивный компонент креативности
Эдвард Дебоно (Edward DeBono, 1970, 1987) посвятил немало работ вопросам креативности. Он считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные элементы воздействующего на него стимула. Это позволяет сформировать образ последнего, даже если в н ...

Психологические особенности проведения деловых переговоров и бесед. Деловые переговоры, беседы. Методы и техника ведения деловой беседы
Деловое общение обусловлено социальными процессами, но, прежде всего взаимодействием свободных и творчески активных индивидуальных деятелей. Переговоры — это особый вид совместной деятельности двух или нескольких лиц, не связанных отношениями прямого подчинения, направленной на решение стоящих перед ними проблем. Задача переговоров состо ...

Степень изученности проблемы психологического Интернет-консультирования на современном этапе
Отчуждение человека от человека становится практически нормой сегодняшней жизни, в связи с развитием новых дистанционных форм электронных средств связи, которые все чаще переводят реальное общение между людьми в виртуальное. Как следствие, социально-психологическая проблема одиночества человека в современном мире выходит на первый план. ...