Другая психология » Cоциально-психологические механизмы влияния » Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен

Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен
Страница 5

Ко второй группе можно отнести пытливую молодежь - "умников и умниц", которых привлекает процесс открытия нового, стремящихся "чистого знания". Интерес к нетривиальных идей, эзотерических знаний у них возникает при знакомстве с нетрадиционными религиозно-философскими системами. К этому их подталкивает и подсознательное стремление найти всеобъемлющую систему знаний, надежда найти в новых идеях и специфических магических обрядах, медитационные практике инструмент для рационализации субъективной сферы, который выходит за рамки наук. Как правило, эта часть молодежи увлекается астрологией, нумерологией. Ее привлекают изящные формулы типа: "Мы - последняя надежда человечества". Сюда можно отнести и представителей интеллектуализированных слоев населения, способных нести новое "учение" в массы, - педагогов, врачей, инженеров, творческую интеллигенцию (люди с высшим и незаконченным высшим образованием - основной костяк таких групп. www.righttransport.ru

Третью группу составляют личности с тонкой душевной организацией, богатым воображением, нестабильной эмоциональной системой, податливые к внушению. В них фиксируется сильный врожденный тяга к таинственному, к религиозности. Для них много значит моральная поддержка со стороны "учителя жизни", "гуру". Они страдают от господствующего прагматизма, рационализма, ищут способы оформления своих переживаний, чувств, стремятся найти утешение в новых идеях, в иррациональном.

К четвертой группе можно отнести лиц, которые приобщаются к тоталитарных групп из природного человеческого любопытства, возможности в разного рода группах, сектах, культах получить "кайф". Они уверены, что, порадовав себя, получив надежд наслаждение, так же легко и безболезненно оставят это занятие.

Пятую группу составляют лица, или же потеряли связь с традиционными церквями в силу различных причин, или же были атеистами достаточно поверхностно знают философско-религиозные учения.

Представители всех этих групп не осознают последствий своего пребывания в тоталитарной группе. Прежде всего - разрушения, десоциализацию личности, формирование ее психологической зависимости от группы, частичной или полной изоляции от общества, неприятие ею других людей, а людьми - ее.

Социализации личности можно определить как процесс, осуществляемый в ходе деятельности и общения индивида, результатом которого является усвоение и активное воспроизведение им социального опыта, накопленного обществом. Следствием процесса социализации является не только усвоение индивидом ценностей, регулирующих принципов и норм человеческого общежития, а прежде всего усвоения духовности, культуре своего народа, его национального духа, образа жизни, социальных ролей. В ходе десоциализацию происходит процесс усвоения некоторых новых субкультурных ценностей, норм, ролей, навыков вместо прежних, характерных для определенных политических, культурных, религиозных, социальных групп и институтов, недостаточно усвоенных, устаревших или модифицированных или отвергнутых личностью. В условиях тоталитарной группы, где личность десоциализуеться, ее система ценностей, морали разрушается и формируется новая личность, податливая на воздействия, контроль со стороны группы. В десоциализованои личности искажается аксионормативна система, в частности регулирующие факторы (социальные установки, мировоззренческие ценностные ориентации) и детерминирующая факторы (унаследованные и приобретенные потребности) с помощью социально-психологических механизмов социального наследования, внушения, идентификации себя с группой, прививаются псевдопотребы.

Несмотря на разнообразие тоталитарных групп, в своей основе, методах работы и психологической обработки личности они имеют много общего. Во-первых, в них широко используются разнообразные приемы светского и религиозного миссионерства, учение которого представляет собой эклектику различных, порой противоречивых идей (восточных и западных, светских и религиозных), здесь распространяются и приобретают новый толкования апокалиптические темы. Во-вторых, запугивая людей картинами судного дня, "пророки" обещают легкий путь избавления от всех несчастий и бед в обмен на слепое подражание "духовных учителей", неукоснительное выполнение их воли. В-третьих, используя различные формы и приемы влияния на людей, лидеры этих групп под видом свободы слова, вероисповедания наживают большие состояния, проявляя равнодушие к рядовым членам групп, общин, их проблем, запросов, потребностей (кредо руководителя сайентологического движения Хаббарта: хочешь заработать миллион - создай секту На богослужениях церкви так называемого Полного Евангелия, действует в Киеве, пастор, призывая верующих к щедрой милостыни, время от времени повторяет, что деньги есть колесами Евангелия). Своих последователей "духовные учителя" рассматривают как толпу, необходимую для реализации своих целей. Происходит своеобразная "торговля душами": войди в наш круг - получишь исцеление, приведи друзей - получишь прощение, долучайся в группу - и мы найдем спасение не только для тебя, но и для всей страны, человечества; только с нами, "избранными", ты сможешь решить все свои проблемы. В-четвертых, в этих группах индивидам предлагают ложные жизненные ориентиры, а решение их насущных проблем, мировоззренческих и вероисповедных вопросов переносится, как правило, в сферу потустороннего мира, закрепляя зависимость человека от внешних сил, ее пассивность, ограничивая возможности, личные права и свободы . В-пятых, опасность пребывания личности в такой группе, как правило, не осознается ею.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Классическая высшая ступень AT
Иоган Шульц считал вторую ступень AT наиболее важной для овладения психическими процессами, создания нужного эмоционального фона. Классическая высшая ступень AT состоит из семи основных упражнений каждое из которых можно осваивать независимо друг от друга. Освоивший высшую ступень AT. Овладевает возможностью вызывать и удерживать перец с ...

Основные психологические теории мотивации. Рационалистические и иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации
Ученые считают, что источники современных теорий мотиваций стоит искать в Древней Греции и Древнем Риме. Именно здесь великие мыслители древности заложили начало научному изучению причин активности людей и животных, их детерминации (первые теории мотивации появились в работах Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Лукреция, Платона, Сократа). ...

Абрахамом Маслоу: Гуманистическое направление
Термин “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход - психологией третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как ед ...