Другая психология » Cоциально-психологические механизмы влияния » Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен

Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен
Страница 4

Нынешнее тяготение к образованию замкнутых социальных групп имеет свои особенности. Оно приобретает массовый характер, рекрутуючы в свои ряды все больше молодежи, а не пожилых и среднего возраста, и становится для нее очередным "модным" направлением. На этом фоне несколько потускнели такие молодежные течения, как "рокеры", "панки", "металлисты" и т.д. Этому способствует ряд кардинальных изменений в обществе. Потеря социальных ориентиров, социальной опоры, привычных гарантий и обеспеченного хотя бы по минимуму существование вызывает у людей растерянность. Новая система ценностей, идеалов, норм формируется вне аксиологических контекста общечеловеческих ценностей, национально-этнических, религиозных традиций. В таких условиях социально-психологический фактор приобретает все большую иррациональности, а мировоззренчески-идеологический вакуум легко заполняется альтернативными, эклектичными мифологемами, символами, которые воспринимаются некритически, на веру, особенно когда они в сознании молодого человека доносятся привлекательно, с применением влияния не только на сознание , но и подсознание.

В деятельности тоталитарных групп острейшими есть несколько аспектов:

а) практически-правовой, связанный с возможностью их легального существования на законных основаниях, согласно действующему законодательству (решением Европейского парламента в феврале 1996 года по сект в Европе деятельность таких групп признана социально опасной.

б) группы при бесконтрольного существования со стороны общества произвели отработанную стратегию и тактику мировоззренческой и психологической обработки личности, методика введения ее в стойку психологическую зависимость от группы;

в) разорвать связь члена группы после устойчивой зависимости от групповых процессов довольно трудно.

Отметим, что деструктивность группе предоставляет не ее программа, учения, верования, доктрина (они зачастую являются социально приемлемыми, что и позволяет тоталитарным группам официально регистрироваться и действовать в социально-правовом пространстве, а то, что она делает с личностью, как влияет на нее, на какие поступки, линию поведения побуждает, какой образ жизни навязывает. Деятельность тоталитарных групп стала возможной и благодаря несовершенству законодательной базы в этом вопросе, мировоззренческой и психологической неграмотности населения, несостоятельности людей противостоять методикам преобразования психики и контроля за деятельностью личности, неумению предвидеть негативные влияния.

Тоталитарные группы имеют сугубо прикладную направленность (они являются не формой поиска Абсолюта, Бога, философской идеи, а своеобразной формой решения собственных проблем личности нетрадиционным способом. Они привлекают к себе тем, что обещают, а нередко определенной степени дают людям и ключ к собственному мироощущению, личностных переживаний, захватывают своих сторонников идеей бесконечного самопознания, познания загадок психики как определенной самостоятельной ценности, нравственного самосовершенствования. Они пытаются приблизиться к человеку, его чувственности, внутренних состояний, поисков индивидуального отношения к окружающему миру. Следует заметить, что идеи всестороннего раскрытия способностей, задатков и самопознания ничего плохого в себе не несут. Наоборот, они помогают человеку ответить на ряд жизненно важных вопросов: "Кто я такая? Что я могу? Умею? На что я могу надеяться? "Но тоталитарная группа, помогая человеку искать ответы на эти и другие вопросы, рассматривает личность как существо асоциальное, не совмещенную с другими социальными связями. Самопознание нередко понимается как полное освобождение от социальных контактов, как отшельничество духа.

Возникает вопрос: что делает тоталитарную группу столь привлекательной для людей, чем количество его членов не уменьшается?

На наш взгляд, можно было бы условно выделить пять групп личностей, которые пополняют ряды этих новообразований. Первую группу составляют молодые люди, имеющие неуверенно, проблематично ситуацию в своей жизни. В сложной социально-экономической ситуации и духовной атмосфере они отчаялись в собственных силах, в будущем, потеряли смысл жизни или не видят выхода из сложных личных обстоятельств. Сюда же можно отнести и личностей, которые находятся в так называемых переходных или маргинальных периодах своей жизни: подростки, первый год вне семьей, изменение места работы или ее потеря, окончание учебного заведения и невозможность трудоустройства, внезапная болезнь или смерть в семье, несчастный случай, стресс и т.п.; нередко пребывания в тоталитарной группе для них является формой бегства от проблем "обычного" реального мира, своего рода духовным наркотиком. У людей с проблемных групп легче выработать и закрепить механизмы психологической зависимости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Продуктивное поведение в конфликте
В наших силах если не совсем разрешить конфликт, то намного уменьшить его разрушительную силу. Прежде всего, определим, чего мы хотим достичь, каков психологически идеальный для нас выход из сложившегося положения; часто это — разрешение противоречий, снятие эмоционального напряжения у партнера и у себя, то есть решение проблемы, вызвавш ...

Организация исследования. Теоретическая подготовка исследования
С целью определения вида и характера депрессии был обследован 9 «А» класс СОШ № 1 с. В. Татышлы (база исследования) по следующим методикам: тест для определения депрессии по Maria Kovacs, шкала Гамильтона для оценки депрессии, самодиагностический контрольный перечень. В классе учатся 10 учеников. Интерпретация результатов исследования бу ...

Адаптация дошкольников к ДОУ. Возрастные особенности развития детей первого – третьего года жизни.
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и семье и т.д. В методической литературе даны методические рекомендации, как облегчить ребенку привыка ...