Другая психология » Cоциально-психологические механизмы влияния » Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен

Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен
Страница 2

Тоталитарные группы могут иметь разное направление (религиозное, псевдорелигиозное, философское, культурологическое и т.п.), но каждая из них имеет собственную аксионормативну систему, которая противоречит общепризнанным демократическим ценностям; производит собственную субкультуру, что противопоставляется господствующей в обществе и даже отрицает любую культуру вообще; разрабатывает и воплощает реформируя программу интегрирования индивида в группу, пользуясь отработанными методиками тотального подчинения личности группе, а ее биологических и социогенных потребностей - групповым потребностям и целям. www.nextbanking.ru

На наш взгляд, можно выделить ряд признаков тоталитарной группы:

• осуществление тотального контроля сознания, мышления, эмоций, информации, поступающей к человеку, поведения своих членов (незаконное влияние на психику, применение различных методик манипуляции сознанием, системы реформирования мышления индивида, использование техник модификации его поведения вне сознания.

наличие харизмы лидера - "пророка", приписывание ему особой мудрости, святости, требование беспрекословного согласия рядовых членов с властью, привилегиями лидера;

наличие иерархического органа управления группой, с помощью которого дозируется информация, организуется тотальный контроль за поведением, образом жизни, мышлением индивида; исключительность, тайны жизни группы для внешнего окружения, с одной стороны, и неосведомленность членов группы относительно истинного характера ее деятельности, с другой ;

наличие ложной формы привлечения индивида к группе с сокрытием истинных целей, форм влияния на сознание (манипулирование, обман, убеждения, внушения и т.п.);

отчуждение личности от семьи, друзей, общества, резкие изменения в ее системе ценностей, наличие постепенных или внезапных личностных изменений;

полная прозрачность жизни каждого члена группы и абсолютный авторитет лидера, лидеров (при закрытости жизни лидеров вне группы для других членов.

физическая, финансовая или психологическая эксплуатация членов группы, давление на них с целью получения денег, пожертвований;

наличие у членов группы тоталитарного мировоззрения, преобладание групповых целей над индивидуальными, одобрение, оправдание асоциального, антигуманной поведения, претензия на "доброту" со стороны членов группы.

Тоталитарная группа как замкнутый новообразования на основе собственной аксионормативнои системы имеет целью подчинить индивида группе, сделать его послушным орудием для осуществления завуалированных целей, планов в руках лидеров, руководителей групп.

Черты тоталитарности группе предоставляют две особенности ее существования: полная прозрачность жизнь каждого члена при тотальном контроле со стороны группы за ним и абсолютный авторитет лидера, основателя как на уровне микрогруппы, так и на уровне всего группировки. В любой момент жизни слово "духовного учителя", лидера для члена группы является решающим. Эта потребность не навязывается наказным способом, а формируется как установка всем стилем жизни группы.

Харизматичный авторитет не связан нормами и правилами. Это объясняется особым характером веры в особые качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношение имеет не столько наличие харизмы, сколько признание ее со стороны последователей. Условный его характер, как правило, не осознается его участниками: лидер верующий в свое предназначение, последователи верят в лидера. Поддержка лидера рассматривается как священный долг последователей, а любое сомнение в его харизме - как святотатство.

Появление тоталитарных групп - явление не случайное в условиях кардинальной перестройки социальных отношений (как это произошло в посткоммунистических странах), но даже в развитых странах Запада. Их возникновению способствуют как объективные процессы в обществе, так и субъективные факторы. Время от времени в истории человечества бывают периоды, когда отчетливо проступает "бегство от ума", своего рода эпидемии "мистического безумия". Они сменяются периодами, когда "тайные знания" отступают и не имеют серьезного влияния. Но если с общественной и индивидуального сознания изгоняется или исчезает потребность верить, церковная вера, в частности, то это не значит, что она исчезает навсегда; быстрее она загоняется в какие другие уголки человеческой души, мистические тупики или ищет новые формы своего проявления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Типология темпераментов И. Канта и В.Вундта
Вундт использовал в своей типологии представление о четырех типах темперамента, выделенных в свое время древнегреческим философом и врачом Гиппократом (V-IV вв. до н.э.) и подробно описанных и названных древнеримским врачом Галеном (II в.). Концепция четырех темпераментов оказалась чрезвычайно жизнеспособной. На протяжении последующих во ...

Мотивация и личность. Мотивация и формирование личности
Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности, богатство которых определяет богатство личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному родовому человеку ви ...

Формирование конвенционных значений
Система взглядов каждого человека, относящаяся к его окружению, состоит из знаний. Формирование общих знаний оказывается возможным отчасти потому, что все человеческие существа обладают сходными биологическими качествами. Физический мир знаком нам преимущественно благодаря воздействию на него, и согласие относительно свойств физических о ...