Другая психология » Cоциально-психологические механизмы влияния » Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен

Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен
Страница 7

По мнению Р. Дж. Лифтона, известного психолога, изучающего влияние тоталитарных групп на личность, под давлением группы происходит не разрушение личности, а своеобразное ее "расплавления", "раздвоение", что вызывает необратимые психические изменения. Это становится возможным в условиях мощного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями. Собственно "Я" личности испытывает разделения на две независимые функционирующие целостности. В результате "раздвоения" происходит процесс естественной социальной адаптации к новым невыносимых социальных условий. Первичное ядро личности впадает в коматозное состояние. Этому способствует обстановка "тотальной любви" в группе к новичку, доведение личности сначала до состояния психологической аморфности, а впоследствии и податливости на воздействия. Искусственно созданный дефицит времени, бессонные ночи, усталость, физиологические дезориентации, изменение режима сна, питания (обедненный рацион, суровые посты, которые не всегда под силу выдержать даже подготовленному человеку), сенсорная депривация или перегрузки и другие методы имеют одну цель - уменьшить влияние защитных психологических механизмов человека. Одновременно подрываются внешние связи личности с микросоциальной, референтными группами (родители, семья, близкие друзья, коллеги и т.д.), ее побуждают даже отказаться от своего имени и принять новое. В психологическом плане это достаточно сильный ход, поскольку вследствие этого разрывается духовная программа, духовный связь личности со своим родом, и в этом состоянии ему можно навязать нелепые идеи, побуждать к любой поведения, поступков, в том числе и противоправных . Впоследствии начинается массовая атака на мировоззрение, систему убеждений личности, усиливается различными видами контроля за поведением и сознанием личности. Спектр психологического контроля достаточно широк по объему. Он включает этапы "промывания мозгов", контроль сознания, поведения, информации, мышления, эмоций. Над имеющимся ядром личности формируется новое, податливое на воздействия, которое не вступает в конфликт с предыдущим. Это состояние психологами мало изучен и не совсем понятен, поскольку внешне личность может казаться даже радостной, такой, что не знает сомнений, противоречий, мук совести [3].

Человека отлучают от светской информации и "бомбардируют" культовой. Затем осуществляется контроль над ее время и деятельностью: режим собраний, молитв или изучения доктрины группы не позволяет человеку надолго расставаться с группой, не оставляет времени на критическое осмысление информации. Новичка отучают от критического мышления; манипулируя лексикой, ему "открывают" новое значение понятий, вследствие чего он чувствует себя "посвященным". Кроме того, его обучают трансовых методикам, который производит впечатление своей причастности к божественных сил или чего исключительного. Это позволяет достаточно быстро внушить новичкам уверенность в правильности избранного пути и группы, избавиться сомнений.

С приходом в тоталитарную группу индивид получает возможность идентифицироваться отношении "внешнего мира" и внутри "современного" мира, то есть теперь мир существует лишь один - четко структурированный и упорядоченный - "мир-группа". Это дает возможность осознать себя как представителя определенной группы, как участника определенного типа служения для любой категории граждан (школьники, студенты, женщины, военнослужащие, пенсионеры и т.д.). Для каждой категории есть свои привилегии и даже возможности карьерного роста. Но основным условием для получения звания является разрыв со своей семьей, даже развод, если члены семьи не одобряют такой деятельности.

Взаимодействие с подобными себе является определяющим фактором, влияющим на личность. В ситуациях группового общения замкнутый "контур" отдельного человека как бы размыкается и включается в загальногруповий "контур", что приобретает новое значение, новой групповой качества. В тоталитарном группе обратная связь является односторонним, однонаправленным: группа (в лице харизматичных лидеров) влияет на личность, а не наоборот. Поскольку при этом личность изолируется (психологически, а иногда и физически) от внешнего мира, то альтернативного влияния не испытывает, а влияние группы приобретает постоянного и тотального характера. Наиболее распространенные формы воздействия на личность - манипулирование и обман. Личность вне тоталитарной группой имеет возможность противостоять манипуляции, осознать ее как некорректный влияние. Внутри такой группы этого осознания не происходит. Убеждение, что требует логических аргументов и критичности, не допускается.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Занятие №10 «Встречаем мишку»
Цель: подведение итогов проведённой работы, развитие концентрации внимания, его произвольности, наблюдательности. Задачи: 1. Развивать концентрацию, произвольность внимания, наблюдательность. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 4. Воспитывать уважение к окружающему миру, выде ...

Взаимоотношения подростков с их родителями
Огромный интерес представляет изучение проблем взаимоотношений между подростками и их родителями. Подростки переживают сложный период своей жизни, период становления личности и самоопределения. Для родителей подростков это тоже непростое время, когда все меняется в семейных отношениях. ...

Дифферециальный диагноз
Основой построения диагноза шизофрении и отграничения ее от других психических заболеваний у взрослого человека - является специфическая для нее симптоматика - собственно шизофренические негативные или дефицитарные расстройства в виде эмоциональной тупости, атактического мышления, абулии с парабулией. Всесторонний анализ проявления психи ...