Корреляционное исследование роли отца в формировании личности ребенка. Обсуждение результатов исследования личностных особенностей
студентов, воспитывавшихся без отцаСтраница 6
Обозначения в таблице 2.4: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001. Обозначения шкал Анкеты 2.4:
1. Шкала «Чувства к отцу»
2. Шкала «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом»
3. Шкала «Восприятие причастности (вовлеченности) отца
4. Шкала «Физические отношения с отцом»
5. Шкала «Отношения Отца и матери»
6. Шкала «Концепция отца как небесного отца (как Бога)»
7. Шкала «Концепция влияния отца»
8. Шкала «Интегрированное семейное влияние: отношения моей матери со своим отцом»
9. Шкала «Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом)
Данные Анкеты показывают, что в контрольной и экспериментальной группах как у девушек, так и у юношей имеются различия по шкалам: «Чувства к отцу», «Поддержка матери моих взаимоотношений с отцом», а также - «Восприятие причастности (вовлеченности) отца». Но к этим различиям добавляется различия по шкале «Отношения Отца и матери». (См. таблицу 2.4)
Результаты опроса анкеты показывают, что у юношей влияние отсутствия или наличия отца в семье проявляется более сильно, чем у девушек, так как имеется достоверные различия между контрольной и экспериментальной группах только у юношей, а в группе девушек различий нет.
Сравнивая показатели всех испытуемых (и девушек и юношей вместе) в экспериментальной и контрольной группах, полученные различия в ответах на вопросы Анкеты, выявляющей отношения с отцом, и результатов Пятифакторного теста, Опросника Леонгарда – Шмишека, Теста Лири и Теста Томаса.
Результаты сравнения Анкеты всех испытуемых (и девушек и юношей вместе) в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 3.1
Таблица 3.1
Анкета отношений с отцом | ||||||||||
Испытуемые |
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Экспериментальная группа (А и C вместе) |
M |
15,38 |
20,29 |
15,12 |
14,15 |
14,79 |
8,15 |
14,59 |
14,85 |
14,68 |
SD |
7,71 |
6,73 |
9,38 |
7,84 |
5,93 |
4,12 |
5,38 |
4,86 |
9,22 | |
Контрольная группа (B и D вместе) |
M |
21,76 |
25,13 |
21,31 |
15,95 |
18,51 |
7,56 |
16,96 |
13,80 |
17,05 |
SD |
8,43 |
6,43 |
10,10 |
7,39 |
7,17 |
3,57 |
5,89 |
4,70 |
7,55 | |
Ттест |
0,001 |
0,001 |
0,005 |
0,279 |
0,013 |
0,482 |
0,059 |
0,314 |
0,189 |
Обозначения в таблице 3.1: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.
Психологические причины отклонений в семейном воспитании.
Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае показаны разъяснительная работа и рациональная психотерапия. Однако, нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Особу ...
Занятие №2 «В гостях у белки»
Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой. Задачи: 1. Развивать концентрацию внимания. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 4. Воспитывать уважение к окружающему миру. 5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. I
.
Вводная ча ...
Невротическая агрессия
Невротическая агрессия, как и защитная, представляет собой ответную реакцию на неблагоприятную внешнюю ситуацию. Однако это значительно более обобщенная реакция, чем защитная агрессия: она направлена не непосредственно на источник потенциальной угрозы, а на все окружение. В таких случаях говорят, что человек из-за своих неудач зол на вес ...