Корреляционное исследование роли отца в формировании личности ребенка. Обсуждение результатов исследования личностных особенностей
студентов, воспитывавшихся без отцаСтраница 4
Анализ значений парметров тестов в контрольной и экспериментальной группах юношей показал достоверные различия в ответах на задания Теста Томаса, Опросника УСК, Теста Лири, Пятифакторного теста и Басса – Дарки.
В тесте Томаса имеются достоверные различия в ответах испытуемых юношей экспериментальной и контрольной группы по шкале «Сотрудничество». (см. таблицу 2.1)
Юноши, воспитывавшиеся без отца более склонны к сотрудничеству, чем юноши, воспитывавшиеся в полной семье. Сотрудничество достигается ими, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. Эти же тенденции подтверждаются данными различий по тесту 5FPQ в контрольной и экспериментальной группах по шкале «Сотрудничество – соперничество» (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1
Название методики |
Тест Томаса |
Опросник Басса - Дарки |
5 FPQ | |
Испытуемые |
Показатели |
2 |
3 |
2.2 |
Экспериментальная группа юношей (C) |
M |
7,3 |
5,4 |
8,5 |
SD |
1,57 |
2,76 |
2,59 | |
Контрольная группа юношей (D) |
M |
5,11 |
7,56 |
11,11 |
SD |
1,54 |
1,67 |
3,3 | |
Достоверность различий |
Ттест |
0,01 |
0,05 |
0,07 |
Обозначения в таблице 2.1: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне
Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.
Шкалы тестов:
2 Шкала теста Томаса «Сотрудничество»
3 Шкала Опросника Басса – Дарки «Раздражение»
2.2 Первичный фактор « Сотрудничество – Соперничество»
Данные исследования говорят о том, что у юношей, воспитывающихся в семьях без отца, формируется «женский» тип поведения и им более свойственны женские черты характера, чем юношам, воспитывающихся с отцом. Юноши экспериментальной группы менее склонны к конкуренции и соперничеству, что не соответствует мужскому типу поведения. Тестовые показатели по методики Басса – Дарки показывают статистически достоверные различия в ответах испытуемых экспериментальной и контрольной групп юношей по шкале «Раздражение» (см. таблицу 2.1). Из таблицы видно, что юноши экспериментальной группы менее раздражительны.
Результаты диагностики тестом УСК представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2
«Опросник УСК» | ||||||||
Испытуемые |
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Экспериментальная группа юношей (С) |
M |
3,3 |
4,2 |
2,8 |
4 |
3,6 |
5,3 |
5,7 |
SD |
2,16 |
2,78 |
1,23 |
1,49 |
1,96 |
1,16 |
1,7 | |
Контрольная группа юношей (D) |
M |
4,22 |
5,67 |
4,44 |
5,11 |
4,56 |
5 |
4 |
SD |
1,72 |
2,06 |
2,24 |
2,09 |
1,33 |
2 |
1,32 | |
Достоверность различий |
Ттест |
0,32 |
0,21 |
0,06 |
0,20 |
0,24 |
0,69 |
0,03 |
Интерпретация результатов по методикам. Результаты
методики №1
В ходе проведения этой методики важно отметить, что бы дети вели себя расслаблено и отвечали без особых затруднений если ребенок затрудняется ответить на какой либо пункт методики, то следует ему задавать наводящие вопросы, или привести какую либо жизненную ситуацию: «Как бы ты поступил …?» Из 10детей затруднялось 3 ребенка, но они могли ...
Средства общения
Содержательная сторона общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используются неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение. Внешний облик человека сознательно ...
Характеристика различных сторон психофизического развития
детей с тяжелыми нарушениями интеллекта
Для детей с умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта. Эти дети составляют примерно 14—15 % от общего количества детей с умст ...