Корреляционное исследование роли отца в формировании личности ребенка. Обсуждение результатов исследования личностных особенностей
студентов, воспитывавшихся без отцаСтраница 3
Обозначения в таблице 2: В тесте затемненные значения статистически различаются на уровне
Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001
Шкалы опросника Шмишека
1. Гипертимический тип
2. Застревающий тип
3. Эмотивный тип
4. Педантичный тип
5. Тревожный тип
6. Циклотимический тип
7. Демонстративный тип
8. Возбудимый тип
9. Дистимический тип
10. Экзальтированный тип
Испытуемые контрольной и экспериментальной групп по – разному ответили на вопросы Анкеты, выявляющие отношения с отцом. Обнаружены различия в ответах девушек контрольной и экспериментальной групп по следующим шкалам: «Чувства к отцу», «Поддержка матери во взаимоотношениях с отцом», «Восприятие причастности (вовлеченности) отца», «Концепция влияния отца» (см. таблицу 3). В экспериментальной группе девушек значения параметров по этим шкалам значительно ниже показателей контрольной группы.
Таблица 3
Опросник отношений с отцом | ||||||||||
Испытуемые |
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Экспериментальная группа девушек (А) |
M |
15,38 |
22,29 |
16,1 |
15,29 |
15,86 |
8,38 |
15,38 |
15,52 |
14,81 |
SD |
8,83 |
6,55 |
9,87 |
8,57 |
6,48 |
4,02 |
4,46 |
4,52 |
9,6 | |
группа девушек (B) |
M |
21,76 |
26 |
21,49 |
16,93 |
19 |
7,68 |
18,12 |
14 |
17 |
SD |
8,84 |
6 |
10,33 |
7,82 |
7,75 |
3,6 |
4,92 |
4,9 |
7,62 | |
Достоверность различий |
Ттест |
0,009 |
0,029 |
0,053 |
0,452 |
0,116 |
0,49 |
0,036 |
0,24 |
0,33 |
Обозначения в таблице 3: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне
Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001
Шкалы опросника:
1 Шкала «Чувства к отцу»
2 Шкала «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом»
3 Шкала «Восприятие причастности (вовлеченности) отца
4 Шкала «Физические отношения с отцом»
5 Шкала «Отношения Отца и матери»
6 Шкала «Концепция отца как небесного отца (как Бога)»
7 Шкала «Концепция влияния отца»
8 Шкала «Интегрированное семейное влияние: отношения моей матери со своим отцом»
9 Шкала «Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом)
У девушек, воспитывавшихся в семье без отца, не развиты чувства к отцу. Они не стремятся быть похожими на своего отца, не чувствуют близость к отцу, не соотносят с образом отца слова «безопасность», «тепло» и т.д. Матери по данным тестов не поддерживают детей во взаимоотношениях с отцом, показывают критичное отношение к отцу ребенка. Также у девушек, росших в неполной семье (без отца) слаба сама концепция влияния отца, То есть девушки в экспериментальной группе считают, что отцы не влияют на характер отношений своих сыновей и дочерей в отношениях с их друзьями, не оказывают влияние на школьные успехи и неудачи своих сыновей и дочерей, не влияют на характер отношений с противоположным полом, на характер религиозных верований и поведение своих детей и т.д.
Современное описание темпераментов
Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Типы темпераментов коротко можно охарактеризовать следующим образом. Холерик – человек быстрый, иногда даже ...
Общение и групповое поведение
У высших беспозвоночных уже в полном объеме представлена категория поведения, которая, как было показано, только в зачаточной форме обнаруживается у некоторых представителей низших многоклеточных беспозвоночных. Речь идет об общении, которое у высших беспозвоночных проявляется иногда и в очень сложных формах подлинного группового поведен ...
Формирующий этап эксперимента по исследованию влияния детско-родительских
отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников.
Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношен
Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?»), но прикладными характеристиками («Что с этим делать?»). В практической деятельности этот вопрос связан с пониманием того, на что именно необходимо делать упор во взаимодействии с родителями, если возникает необхо ...