Корреляционное исследование роли отца в формировании личности ребенка. Обсуждение результатов исследования личностных особенностей
студентов, воспитывавшихся без отцаСтраница 3
Обозначения в таблице 2: В тесте затемненные значения статистически различаются на уровне
Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001
Шкалы опросника Шмишека
1. Гипертимический тип
2. Застревающий тип
3. Эмотивный тип
4. Педантичный тип
5. Тревожный тип
6. Циклотимический тип
7. Демонстративный тип
8. Возбудимый тип
9. Дистимический тип
10. Экзальтированный тип
Испытуемые контрольной и экспериментальной групп по – разному ответили на вопросы Анкеты, выявляющие отношения с отцом. Обнаружены различия в ответах девушек контрольной и экспериментальной групп по следующим шкалам: «Чувства к отцу», «Поддержка матери во взаимоотношениях с отцом», «Восприятие причастности (вовлеченности) отца», «Концепция влияния отца» (см. таблицу 3). В экспериментальной группе девушек значения параметров по этим шкалам значительно ниже показателей контрольной группы.
Таблица 3
Опросник отношений с отцом | ||||||||||
Испытуемые |
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Экспериментальная группа девушек (А) |
M |
15,38 |
22,29 |
16,1 |
15,29 |
15,86 |
8,38 |
15,38 |
15,52 |
14,81 |
SD |
8,83 |
6,55 |
9,87 |
8,57 |
6,48 |
4,02 |
4,46 |
4,52 |
9,6 | |
группа девушек (B) |
M |
21,76 |
26 |
21,49 |
16,93 |
19 |
7,68 |
18,12 |
14 |
17 |
SD |
8,84 |
6 |
10,33 |
7,82 |
7,75 |
3,6 |
4,92 |
4,9 |
7,62 | |
Достоверность различий |
Ттест |
0,009 |
0,029 |
0,053 |
0,452 |
0,116 |
0,49 |
0,036 |
0,24 |
0,33 |
Обозначения в таблице 3: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне
Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001
Шкалы опросника:
1 Шкала «Чувства к отцу»
2 Шкала «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом»
3 Шкала «Восприятие причастности (вовлеченности) отца
4 Шкала «Физические отношения с отцом»
5 Шкала «Отношения Отца и матери»
6 Шкала «Концепция отца как небесного отца (как Бога)»
7 Шкала «Концепция влияния отца»
8 Шкала «Интегрированное семейное влияние: отношения моей матери со своим отцом»
9 Шкала «Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом)
У девушек, воспитывавшихся в семье без отца, не развиты чувства к отцу. Они не стремятся быть похожими на своего отца, не чувствуют близость к отцу, не соотносят с образом отца слова «безопасность», «тепло» и т.д. Матери по данным тестов не поддерживают детей во взаимоотношениях с отцом, показывают критичное отношение к отцу ребенка. Также у девушек, росших в неполной семье (без отца) слаба сама концепция влияния отца, То есть девушки в экспериментальной группе считают, что отцы не влияют на характер отношений своих сыновей и дочерей в отношениях с их друзьями, не оказывают влияние на школьные успехи и неудачи своих сыновей и дочерей, не влияют на характер отношений с противоположным полом, на характер религиозных верований и поведение своих детей и т.д.
Первая ступень AT.
Первую ступень AT проще осваивать через комбинацию стандартных упражнений. Здесь дана комбинация первых четырех стандартных упражнений. Цель этой комбинации добиться максимального расслабления мышц. Как правило, до того как приступить к выполнению этого упражнения нужно принять удобную позу, закрыть глаза и дать себе установку: "Я у ...
Самовнушение и аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка – активный метод психотерапии, психогигиены и психопрофилактики, который повышает возможности организма. AT разработана в 1932 году немецким врачом И. Г. Шульцем, на основе его наблюдений за своими пациентами, которых он лечил при помощи гипноза. Шульц И. Г. Заметил, что пациенты без его помощи могут входить в то со ...
Обонятельные ощущения
Вообще, ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств. Обонянием называется способность ощущать и различать пахучие вещества (например, запах пищи). Обоня ...