Корреляционное исследование роли отца в формировании личности ребенка. Обсуждение результатов исследования личностных особенностей
студентов, воспитывавшихся без отцаСтраница 7
Обозначения шкал Анкеты 3.1:
1. Шкала «Чувства к отцу»
2. Шкала «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом»
3. Шкала «Восприятие причастности (вовлеченности) отца
4. Шкала «Физические отношения с отцом»
5. Шкала «Отношения Отца и матери»
6. Шкала «Концепция отца как небесного отца (как Бога)»
7. Шкала «Концепция влияния отца»
8. Шкала «Интегрированное семейное влияние: отношения моей матери со своим отцом»
9. Шкала «Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом)
При объединении девушек и юношей в одну экспериментальную и одну контрольную группы получены статистические различия параметров следующих тестов: 5FPQ, Лири, Томаса и Шмишека. Эти данные представлены в таблице 3.2
Таблица 3.2
|
Название теста |
5 FPQ |
Тест Лири |
Тест Томаса |
Опросник Шмишека | ||||
|
Испытуемые |
Показатели |
1.4 |
1.5 |
1 |
2 |
3 |
7 | |
|
А и C вместе |
M |
10,57 |
11,48 |
8,25 |
6,57 |
12 |
14,48 | |
|
SD |
2,13 |
2,06 |
3,7 |
1,69 |
6,5 |
5,24 | ||
|
B и D вместе |
M |
9,32 |
10,24 |
10,03 |
5,56 |
15,03 |
16,82 | |
|
SD |
2,57 |
2,33 |
3,22 |
1,97 |
5,95 |
4,84 | ||
|
Достоверность различий |
Ттест |
0,062 |
0,047 |
0,063 |
0,052 |
0,074 |
0,088 | |
Обозначения в таблице 3.2: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.
Обозначения шкал тестов 5FPQ, Лири, Томаса и Шмишека в таблице 3.2:
1.4 Первичный фактор «Поиск новых впечатлений – Избегание»
1.5 Первичный фактор «Привлечение внимание – Избегание»
1 Шкала теста Лири Властный-лидирующий
2 Шкала Сотрудничество
3 Эмотивный тип
7 Демонстративный тип
В Пятифакторном тесте при объединении девушек и юношей в одну группу получены более высокие показатели по шкалам «Поиск новых впечатлений – Избегание», «Привлечение внимания – Избегание» в контрольной группе, что свидетельствует о большей истероидности испытуемых и их желании быть на виду у других. По результатам теста Томаса общая экспериментальная группа оказалась более приспособленной, чем общая контрольная группа, То есть юноши и девушки, воспитывавшиеся без отца склонны «приносить в жертву» собственные интересы ради других, что более соответствует женскому типу поведения. В опроснике Шмишека значения параметров выше в контрольной группе по показателям Эмотивного и Демонстративного типов акцентуаций характера. То есть дети, воспитывающиеся с отцом имеют повышенную чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций, мягкосердечность, доброту, задушевность, эмоциональность, отзывчивость и эмпатию. А у детей, воспитывающихся без отца формируются такие качества как демонстративность: они испытывают потребность постоянно производить хорошее впечатление, быть в центре и привлекать к себе внимание окружающих. Они отличаются меньшей уверенностью в своих силах (тест Лири).
Общая характеристика психической активности
Как мы могли убедиться, на низшем уровне элементарной сенсорной психики поведение животных выступает в достаточно разнообразных формах, но все же мы имеем здесь дело лишь с примитивными проявлениями психической активности. О такой активности, о психике мы можем здесь говорить потому, что простейшие активно реагируют на изменения в окружа ...
Эрих Фромм: Типологические модели социальных характеров
Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в психологии личности, акцентируя внимание на влияние на личность социально-культурных факторов. Фромм утверждал, что определённой частью людей движет желание бегства от свободы, осуществляющееся посредством механизмов авторитаризма, деструктивности и конформизма. Здоровый путь освобождения ...
Нарушения сознания
Нарушения сознания напрямую связаны с определенными состояниями, которые часто называют измененными состояниями сознания. Измененные состояния сознания — это общее понятие, которое обозначает особые, необычные состояния сознания человека, а также изменения, отклонения от нормы, которые могут возникать как в содержании, так и в процессе ф ...
