Анализ результатов исследованияСтраница 6
Далее рассмотрим взаимосвязь показателей родительского отношения с самооценкой детей.
Таблица 14
Взаимосвязь показателей родительского отношения с самооценкой детей
ОРО, возраст |
Самооценка | ||||||
«Лесенка» |
«Ка-кой Я» |
Деко-рирование |
Кол-во цветов |
Высо-та ри-сунка |
Размер тела |
Суммабаллов | |
Принятие-отвержение |
0,35 95% |
0,39 95% | |||||
Кооперация |
- 0,32 90% | ||||||
Симбиоз |
0,38 95% | ||||||
Авторит. Гиперсоциали |
-0,39 90% |
0,33 90% |
-0,35 95% | ||||
«Маленький неудачник» |
0,49 99% | ||||||
Пол ребенка (девочки) |
0,41 95% |
0,54 99% |
0,31 90% |
0,59 99% |
В таблице указаны корреляционные связи с высокой степенью значимости. Рассмотрим подробнее полученные корреляции.
Наиболее ярким оказалась корреляционная связь по шкале «авторитарная гиперсоциализация» с показателями методики «Лесенка», чем выше родительский балл по данной шкале опросника, тем ниже по уровню «лесенки» ставит себя ребенок. В данной связи, исходя из корреляционных данных, можно предположить что: авторитарный стиль общения родителей с детьми приводит, в конечном счете, к снижению самооценки ребенка.
Интересным представляется корреляционно значимая взаимосвязь по шкале «авторитарная гиперсоциализация» с размерами изображения рисунка: чем выше первый показатель, тем меньше размеры изображения. В данном случае связь более чем характерна. Ребенок ощущает себя маленьким, не защищенным, не способным, виноватым, все это изображается на рисунке в виде маленькой фигурки.
Однако другой коэффициент корреляции показывает что, «авторитарная гиперсоциализация» и декорирование рисунка находятся в прямой зависимости: чем выше первый показатель, тем больше декораций на рисунке. Можно предположить, что в случае если родитель относится к ребенку как несамостоятельному, требующему постоянного руководства и контроля, последний находит «спасительную нишу» в окружающей его обстановке, предметном мире, в своих фантазиях, там он ощущает себя более комфортно и полноценно.
Корреляционный анализ продемонстрировал прямо зависимые связи показателей по шкале «Симбиоз» и методике «Какой Я?». Высокий балл по шкале «Симбиоз» означает, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей, ребенок принимается целиком. Следствием таких родительских отношений является то, что ребенок характеризует себя множеством положительных качеств.
Все остальные взаимосвязи выгладят несколько неожиданно.
Показатель «Принятие – отвержение» с методикой «Какой Я» демонстрирует прямую взаимосвязь: чем выше показатель отвержения, тем больше балл по методике «Какой Я». Следовательно, что чем больше родитель отвергает ребенка, тем больше позитивных качеств он себе приписывает.
Анализ результатов исследования
В нашем исследовании приняли участие 40 подростков (20 девочек и 20 мальчиков) учащихся краснодарской СОШ № 48 и ЦДОД «Малая академия», средний возраст которых 14,2 лет. Им был предложен описанный выше комплекс диагностических методик и 45 минут времени для работы с ним. После чего результаты были подвергнуты количественному анализу и за ...
Межгрупповые отношения
Психология межгруппового взаимодействия раскрывает особенности поведения, деятельности индивидов, их принадлежность к определенным группам, ситуации межгруппового воздействия. Межгрупповые отношения — совокупность психологических явлений, которые характеризуют многообразные связи, возникающие между социальными группами, способы взаимодей ...
Определение
EQ
Сторонники двух моделей социального интеллекта, модели способностей и смешанной модели, придерживаются разных методов определения его уровня, что зависит в первую очередь от их теоретических позиций. Сторонники смешанной модели используют методы, основанные на самоотчете, и каждая методика основывается исключительно на субъективных взгля ...