Анализ результатов исследования
Страница 7

Такая же взаимосвязь раскрылась в паре «Маленький неудачник» с методикой «Какой Я?»: зависимость так же прямопропорциональна. Родитель инфантилизирует ребенка, принижает его личную и социальную состоятельность. Ребенок же, наоборот, наделяет себя всеми самыми хорошими качествами. Еще одна положительная корреляционная взаимосвязь между «принятием – отвержением» и высотой расположения изображения на листе, чем выше балл по шкале опросника, тем выше расположен рисунок, что так же характерно для высокой самооценки.

Рассматривая значимые корреляционные связи необходимо обратить внимание по психологические особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста. По полученным в ходе исследования результатам, можно предположить о том, что чрезмерное давление, строгий контроль со стороны родителей (все это характеризует авторитарный стиль родительского отношения к детям) [29 Рогов Е.И.] приводит к формированию заниженной самооценки ребенка. Зажатый в жесткие рамки дисциплины и безоговорочного послушания, ребенок аккумулирует на себя отрицательные оценки родителей. Завышенный уровень притязаний, требований, выдвигаемый родителями, ведет к недотягиванию до родительских «стандартов», ребенок чувствует свою неполноценность, ощущая себя маленьким, не защищенным, не способным, виноватым. Если индивидуальный опыт ребенка в старшем дошкольном возрасте еще не достаточно богат, а общее родительское отношение носит негативный оценочный окрас, это приводит необъективному, не реалистичному представлению о себе и своих качествах у ребенка. Если же авторитарный стиль воспитания родителей еще и авторитетный, в этом случае формирующаяся самооценка ребенка закономерно занижена.

Интересным фактом является тот, что при общем негативном и авторитарном отношении родителя к ребенку, последний находит «спасительную нишу» в окружающей себя обстановке, предметном мире, в своих фантазиях, там он ощущает себя более комфортно и полноценно. Однако размеры изображения свидетельствуют о том, что ребенок остается жертвой авторитарного влияния родителей, т.к. изображает себя в виде маленькой фигурки.

Из общей картины выделяется «симбиотический» стиль отношений к ребенку. Родитель ощущает себя единым целым с ребенком, ограждая его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель принимает ребенка целиком, стремится к удовлетворению всех его потребностей, следствием такой гиперопеки и безграничной любви является завышенный уровень самооценки ребенка.

Особое внимание следует уделить взаимосвязи родительского отвержения с формированием самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. В ходе исследования выяснилась следующая закономерность – чем больше родитель ребенка отвергает, тем больше последний приписывает себе положительных качеств. Данному родительскому отношению свойственно равнодушие по отношению к ребенку, разрушается гармоничность родительско – детских отношений. Вследствие этого, наблюдается расхождения между ожидаемой и родительской оценкой. Однако ребенок старшего дошкольного возраста уже имеет некоторый индивидуальный опыт, включающий в себя и уровень притязаний, он имеет представление о том, каким его хотят видеть окружающие (дома, в детском саду). Можно предположить, что на этом фоне происходит замещение «Я реального» на «Я идеальное». Наделяя себя самыми хорошими качествами, ребенок компенсирует отрицательное, равнодушное отношение родителей к себе. В подтверждение этому – расположение изображения на листе, соответствующее высокой самооценке.

Родительское отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику», инфантилизирующее ребенка, принижающего его личную и социальную состоятельность, так же приводит к тому, что высокая самооценка выполняет защитную функцию, оторванную от реального поведения.

Высокая самооценка у исследуемых детей в сочетании с ожидаемыми оценками со стороны родителей и низкими родительскими оценками, по нашему предположению компенсирует неблагополучный оценочный опыт и защищает ребенка от неуспеха.

Таким образом, следует предположить, что завышенная самооценка компенсирует неблагополучный опыт общения ребенка с родителями и защищает его от неуспеха, у ребенка срабатывает сильный компенсаторный защитный механизм.

Неразрешимый характер внутреннего противоречия между требованиями родителей и невозможностью им соответствовать представляет источник постоянной аффективной напряженности и беспокойства, способствует компенсаторной гипертрофии собственного «Я», самокритичность у ребенка не развивается. Неразрешенные внутренние конфликты порождают искажения в развитии и дифференцирования самооценки и самосознания, самооценка выполняет неадекватную, защитную, компенсаторную роль, ограничивая расширение опыта ребенка, тормозя развитие личностных качеств.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Основные отрасли психологии
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленный комплекс развивающихся наук, которые в свою очередь можно разделить на фундаментальные, прикладные, общие и специальные, фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей и поведения людей независимо от того, какой деяте ...

Теория предрасположенности
Два любопытных факта были обнаружены в рамках моделей кондиционирования и обучения на моделях, но не получали должного объяснения. В экспериментах по классическому обусловливанию страха младенцев легко удавалось научить бояться крыс, но практически не удавалось научить бояться деревянной уточки или детской пирамидки. Обезьяны в экспериме ...

Различие в причинах и последствиях разводов в современных традиционных семьях
Рушится семья — рушится государство М. Мовтень За последнее время произошло резкое снижение прочности семьи. Так, если по стране в 1950 году на 100 браков приходилось лишь 3 развода, то к началу 70-х — уже 28. Сегодня этот показатель превышает 40. По количеству разводов мы уже занимаем второе место в мире, после шведов. По сравнению с 19 ...